Рецензия на сериал «Карамора»: революционеры против вампиров в проекте Данилы Козловского

18:00, 31 января 2022г, Культура 2094


Рецензия на сериал «Карамора»: революционеры против вампиров в проекте Данилы Козловского Фото №1

На платформе START вышел сериал «Карамора» режиссера Данилы Козловского с ним же в заглавной роли.

Авторы предлагают альтернативную историю русской революции с венценосными вампирами и обильной обнаженкой. Но, несмотря на дерзкий по нынешним временам концепт, чувства зрителей задевает вовсе не идея кровососов на престоле.

Группа вооруженных анархистов врывается на почту и велит перепуганным девушкам-телеграфисткам передать во все концы империи свои требования: освобождение политзаключенных, рос­пуск Третьего отделения, созыв Учредительного собрания. Пылкая брюнетка (актриса Дарья Балабанова) пытается защитить свою подругу от грубости одного из налетчиков – тут-то ее и замечает главный герой Петр Каразин, он же Карамора (Данила Козловский): «В вас есть огонь справедливости, – говорит он, плотоядно оглядывая девушку. – Такие, как вы, нужны нам. Нужны мне». В следующем кадре отважная девушка Алина с почты уже нежится на шелковой постели с Караморой – возможно, между этими эпизодами прошло какое-то время, потому что она успела не только воспылать чувствами к благородному разбойнику, но и прониклась идеями русского анархизма.

После не вполне удачного налета на особняк нефтепромышленника, повинного в гибели рабочих, участники террористической ячейки начинают подозревать, что их лидер – двойной агент и провокатор на службе у царской охранки. И даже устраивают на месте революционный трибунал и в стиле гонконгских боевиков 90-х свирепо целятся друг в друга из револьверов. На счастье Петра Каразина именно в этот момент в их тайное логово является неприметной наружности мужчина (Филипп Янковский), решивший съесть группку анархистов на ужин. Карамора, воспользовавшись суматохой, ускользает от пуль соратников, но теряет свою подругу, переживает от увиденного душевное потрясение и начинает подозревать правительственный заговор вампиров.

Хоть это и не вполне относится к сути сериала, но, согласно словарям, ударение в слове «карамора» (это такой длинноногий комар) ставится на второй слог. Но все до единого актеры в сериале называют заглавного героя «КарамОрой», придавая этому украинскому и южнорусскому слову смутный итальянский флер.

Вообще-то, главный герой вместе со своим прозвищем родом из одноименного рассказа Максима Горького. Книжный Карамора был, грубо говоря, человеком без совести и морального компаса. Карамора сериальный вначале тоже – например, он действительно предатель и провокатор. Но уже в первой серии персонаж претерпевает необъяснимую трансформацию: решает биться за народное благо и для начала предупредить других анархистов о существовании вампиров. С чего вдруг циник стал пламенным борцом? Тут нет прямого ответа, авторы лишь показывают нам, как суровый террорист вспоминает нежные пяточки своей погибшей в перестрелке подруги.

Алина, кстати, не то чтобы погибла… тот ночной клыкастый гость, некто Руневский из политического сыска, впечатленный ее юностью и красотой, обращает девушку в вампиршу. Но она не рада нечаянно обретенному долгожительству (по сюжету, здешние упыри не бессмертны, но лет 600 прожить могут) и продолжает быть анархисткой.

Что, если экспроприаторы, сосущие кровь из народа, – не метафора? В сюжет, построенный на этом допущении, сценаристы горстями кидают популярные приметы Серебряного века. Если у вас светский салон, значит, патлатый Маяковский будет там читать «Багровый и белый отброшен и скомкан», а это где-то 1912 год. Во второй серии Карамора мельком столкнется с Гаврило Принципом, но выглядит тот не на 17 (примерно столько ему было за два года до убийства австрийского эрцгерцога), а лет на 12. «Ты же не наделаешь бед?» – многозначительно бросает ему на прощание герой. Наделает, конечно, только подрастет чуть-чуть.

Все это (а также современные мужские прически и женские походки) легко простить, будь сериал и его главный герой не столь серьезны. Но сумрачный Каразин, сплевывая кровавую слюну после очередной зверской драки, чеканит сквозь зубы: «Меня никто не остановит». Козловский явно не хочет играть персонажа постмодернистской шутки, хотя его герой вскоре берет в заложники английского журналиста (неузнаваемый актер Один Байрон из сериала «Интерны») и едет с ним в Карпаты разбираться с историей Дракулы. А дальше, если взглянуть на список ролей и исполнителей, нас ожидает появление Распутина, Столыпина, Юсупова, Шаляпина, Толстого, Нобеля и Кобы, куда ж сегодня без него. И наверняка еще фонтаны крови – ультранасилия и беспричинной женской наготы авторы не стесняются, возможно, считая их приметами смелости.

В первых двух сериях, доступных для просмотра, несовершенства «Караморы» искупает худощавый интеллигентный Филипп Янковский, ткущий образ Руневского из пауз, ироничного взгляда и тихого голоса. Ему под стать Андрей Смоляков, играющий еще одного облеченного властью кровососа. Вопрос в том, хватит ли их мастерства до финала или авторы все же подбросят в топку сюжета немного честного и безоглядного дурачества.

Фоторепортаж