Маркировка меховых изделий с 12 августа стала обязательной: реакция рынка

16:00, 17 августа 2016г, Общество 4471


1
1

С 12 августа в России запрещена продажа меховых изделий без специальных RFID-чипов. Нарушителей ждут большие штрафы и даже тюремное наказание. По замыслу инициаторов новшества чипирование должно перекрыть каналы ввоза поддельной низкокачественной продукции и пополнить федеральный бюджет. Предприниматели в основном негативно восприняли идею правительства, полагая, что она приведет к заметному подорожанию в магазинах «мягкого золота».

Новые правила

С 1 апреля на территории стран Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия) начался эксперимент по вводу маркировки на «предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха». С этого времени под контроль попала любая меховая одежда (кроме шапок) из шкурок норки, нутрии, песца, лисы, кролика, енота и овчины. Они снабжаются радиочастотными RFID-метками (Radio Frequency Identification), в которых зашифрована вся информация об изделии – от истории происхождения меха до фабрики, на которой было сшито изделие. «В чипе будет информация не только о происхождении товара, но и его товароведческие характеристики: из чего изготовлена шуба, натуральный или нет мех, крашеный или некрашеный, какое сырье применялось при крашении, – объясняет Оксана Царькова, начальник отдела оценки и экспертизы Алтайской торгово-промышленной палаты. – Чтобы это прочитать, достаточно запустить мобильное приложение и поднести смартфон к чипу».

Все участники пилотного проекта должны передавать сведения о маркировке меховых изделий в информационный ресурс маркировки, оператором которой определена Федеральная налоговая служба.

12 августа эксперимент закончился и маркировка из добровольной стала обязательной для всех участников оборота меховых изделий, включая производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов, комиссионеров и иных участников мехового рынка, сообщила заместитель руководителя УФНС по Алтайскому краю Елена Орлюкова.

Для подключения к информационному ресурсу маркировки налогоплательщикам необходимо зарегистрироваться в «Личном кабинете» с помощью электронной подписи, в случае если они еще не зарегистрированы, а для заказа контрольных (идентификационных) знаков (КИЗ) налогоплательщикам в «Личном кабинете» необходимо описать свой товар, подать заявление на изготовление марок, оплатить, получить марки и промаркировать товар. Стоимость чипов (марки) составляет 10 – 40 рублей в зависимости от их типа.

Елена Орлюкова уточняет, что для товаров, которые были введены в оборот до 12 августа 2016 года, маркировка осуществляется по упрощенной схеме (без записи информации в марку) в течение 45 рабочих дней.

Все взаимодействие с участниками проекта происходит только в электронном виде и не требует личного посещения предпринимателем налоговых органов.

За невыполнение новых требований предусмотрена административная ответственность по статье 15.12 КоАП РФ до 10 тысяч – для должностных лиц и до 300 тысяч для юридических лиц с конфискацией предмета правонарушения, а также уголовная (статья 171.1 УК РФ) – до шести лет лишения свободы. Правда, налоговики обещают, что как минимум до октября контролирующие органы никого штрафовать не будут, нужно время, чтобы предприниматели успели провести чипирование.

В случае успеха в следующем году единую систему маркировки могут распространить на обувь, одежду, лекарства, детские товары. Цель – снизить долю «серых» товаров легкой промышленности в обороте стран ЕАЭС. По оценкам экспертов, которые приводят федеральные СМИ, до 80% меховых изделий ввозится через границу в обход таможни.

Оксана Царькова не берется оценить долю нелегальной продукции, хотя говорит, что подделок под известных добросовестных производителей хватает. «К нам часто обращаются люди с просьбой оценить качество шубы. Во время экспертизы выясняется, что изделие некачественное, сырье с недопустимыми дефектами, плохо выполненными швами, а доказать происхождение шубы продавец не всегда может. То есть у него нет сертификатов соответствия качества, нет документов, подтверждающих приобретение у заявленного на этикетке производителя, и т. д.», – объясняет эксперт.

Она предупреждает, что при покупке шубы неизвестного производителя нет гарантии безопасности товара, качества меха и швов. Чипирование и маркировка ввозимого законным путем товара позволят проследить его путь и быть уверенным, что приобретаемый товар соответствует регламенту Таможенного союза, где все показатели безопасности отражены.

По мнению Оксаны Царьковой, рядовому покупателю чипирование принесет только плюсы и станет хорошим инструментом контроля качества меховых изделий.

Реакция рынка

12 августа некоторые барнаульские меховые салоны приостановили работу, однако часть по-прежнему торговала нечипированными шубами. Исключение составлял магазин федеральной сети «Снежная королева», в которой к новым правилам подготовились заранее.

Говорят, накануне некоторые меховщики реализовывали остатки товара со скидками до семидесяти процентов и раздавали номера своих сотовых телефонов клиентам, чтобы они приезжали за дешевыми шубами после 12-го к ним домой. Но в двух меховых салонах на Старом базаре продавцы сказали «АП», что никаких скидок они не предоставляли, вели себя как обычно.

Руководитель мехового салона Моdello Екатерина Лещенко считает, что власти торопятся с введением чипирования, как следует не объяснив предпринимателям все аспекты нововведения. «Да, на сайте ФНС выставили информацию, но она слишком сложная для восприятия, многие не знают, с чего начинать, – говорит Екатерина Лещенко. – Я встречалась с контролирующими органами и попросила их собрать владельцев меховых салонов и объяснить, новые правила, потому что подходит новый сезон, надо закупать товар, надо объяснить, как чипировать ранее закупленные шубы». В итоге договорились, что 23 августа Роспотребнадзор, администрация Барнаула и таможенники устроят предпринимателям ликбез.

По мнению экспертов, к началу сезона многие продавцы поставят цены выше, чем планировали. По расчетам Екатерины Лещенко, каждая шуба подорожает на 30% за счет посредника – сервисной компании, которая выполняет весь комплекс работ по маркировке/чипированию контрольными идентификационными знаками и сопровождению товара от производителя до конечного продавца и предоставляет соответствующую документацию. Кроме того, на предпринимателя лягут дополнительные затраты по приобретению оборудования для идентификации покупки по чипам. Ведь только сканер стоит более 40 тысяч рублей.

«Есть магазины, в которых несколько салонов по продаже мехов арендованы разными предпринимателями. Зачем им на каждого покупать оборудование? Это большие затраты. И мы хотим узнать, обязательно ли каждому иметь такой комплект. На сегодня никто четко на этот вопрос не может нам ответить», – говорит руководитель мехового салона.

Участники рынка считают, что с введением чипирования контрафакт никуда не денется, но тоже подорожает. Шубы будут ввозить небольшими партиями якобы для себя, а потом продавать через сайты бесплатных объявлений. Но это уже будут гораздо меньшие потоки контрабанды.

P.S. Когда верстался номер, стало известно о постановлении правительства № 787 от 11 августа 2016 года о реализации проекта по маркировке. В нем прописано, кто за что отвечает и подробные правила игры. С текстом постановления можно ознакомиться на сайте: http://government.ru.

Фоторепортаж