О чем рассказывает фильм, получивший на Шукшинском кинофестивале награду за лучшую продюсерскую работу

18:48, 13 августа 2023г, Культура 3235


О чем рассказывает фильм, получивший на Шукшинском кинофестивале награду за лучшую продюсерскую работу Фото №1

22 июня 2023 года в прокат вышел фильм режиссера Ильшата Рахимбая «Микулай» по мотивам одноименной монопьесы драматурга Мансура Гилязова, слоган которого «Насколько реален твой мир?». В главных ролях Виктор Сухоруков и Иван Добронравов.

На XXV Всероссийском Шукшинском кинофестивале фильм получил награду за лучшую продюсерскую работу. В Татарстане автор уже снискал популярность самобытными короткометражными картинами, среди которых «Представь» и «Гастарбайтер». 

Профессиональная оценка

Смог ли Рахимбай подтвердить свой статус многообещающего и самого перспективного режиссера своим первым полнометражным фильмом? По мнению специалистов – да, безусловно. Вот какую оценку дал работе молодого режиссера его коллега по цеху, режиссер и сценарист А. Барыкин: «Этот фильм гораздо мощнее с художественной точки зрения, нежели «Солнцестояние», «Топи» и «Отец»... «Микулай» будет культовым кино. Этот фильм на долгую, и на долгую он себя отработает. Это больше авторское высказывание, нежели прокатное. Но он получит некий культовый статус».

«Кинопоиск» определяет жанр фильма как этнотриллер, драму. На наш взгляд, стоит внести уточнение и обозначить картину как экзистенциальную психологическую драму, ведь это история об осознании трагизма судьбы человека и тщетных намерениях преодолеть его, о личности, оказавшейся в одиночестве среди враждебного мира.

Микулай (Виктор Сухоруков) – мужичок из деревни Сарсаз Кюл («озеро желтой глины»), в которой живут кряшены (православные татары). Мир героя благополучен, прост и радостен, быт устроен основательно и надежно: большой дом, баня, огород, коза… Все в нем ясно и предсказуемо. Его молодая красивая жена Начтюк беременна тройней, Микулай находится в радостном ожидании рождения детей, это одна из его главных забот. Вторая важная задача – каждый вечер он должен зажигать сигнальные костры на башне для ориентира пролетающим самолетам. Однажды горючее заканчивается, и герою приходится отправиться вброд через реку, чтобы пополнить запасы машинного масла…

Ни одной случайной детали

При дальнейшем просмотре мы убедимся в том, что в фильме нет ни одной случайной детали или образа, все наполнено глубоким смыслом, часто многослойным. Поэтому, на наш взгляд, река – прямая отсылка к мифологической реке Стикс в подземном царстве Аида, чьи воды несут забвение, а путь назад, вероятно, возвращает воспоминания о прошлой жизни, ведь именно погружение в воду и вызвало поток воспоминаний о прошлом, которые ранее были надежно заблокированы психикой героя. После происходит еще одно событие, которое в конечном итоге изменит все, – капля крови на старой фотографии была тем триггером, который запустил механизм осознания героя и возвращения его в реальность из выдуманного им идиллического мира.

Сразу после этого герой встречает Степана, молодого человека, утверждающего, что Микулай – его отец. «Я приехал сюда, чтобы забрать тебя», – говорит он. Разумеется, параллель с рекой Стикс усиливается – уж не Харон ли это, проводник, который перевозит души? Как показывает дальнейший просмотр, это предположение весьма близко к истине, именно Степан и становится тем ключом, который открывает дверь в воспоминания героя. Путешествие в прошлое будет таким мучительным, клубок событий окажется таким ошеломительным, что если бы не было спутника (реального или выдуманного?), герой ни за что не справился бы с этой задачей, ведь в реальном мире, фрагментарных воспоминаниях о нем, – только боль. Утрата близких друзей, любимых родных, тотальное одиночество и неизбывное чувство вины.

Жизненный вихрь

Но все это будет потом. Пока же радостный Микулай водит новоявленного сына по родственникам и соседям, и жизнь общины с появлением Степана вдруг меняется и начинает кружиться в каком-то странном вихре, с самогоном, песнями-плясками и затуманенным сознанием… Первоначальная идиллическая картинка меняется до неузнаваемости. К тому же возникает множество странных образов, символов и метафор, которые наслаиваются и наслаиваются. Их можно толковать очень по-разному: выясняется вдруг, что мать вынашивала Микулая 15 месяцев, Начтюк ожидает роды уже около года, дядюшке Маркуму – 140 лет, самолетам они указывают путь огнем… Кто они, все эти люди?!

Тайна поселения выясняется достаточно быстро, примерно спустя полчаса экранного времени. Но интерес к происходящему на экране от этого не проходит, а лишь усиливается, нестерпимо хочется выяснить все подробности и причины, которые оказали влияние на героя и привели его в эту точку.

Мытарства души

Постепенно зритель понимает, что жизнь Микулая – это история о мытарствах души в своем персональном чистилище. Герой пытается избыть свою вину перед всеми, кому он так или иначе причинил боль. А таких очень много. Целая деревня набралась.

Например, его приятели, друзья детства, которые погибли в Афганистане, в то время как Микулай остался жив и невредим, потому что его признали негодным к службе в армии. В душе герой отрицает эту объективную причину и чувствует вину за то, что избежал общей участи. Ему кажется, что люди, потерявшие сыновей, шепчутся за его спиной: вот, мол, какой, на чужом горбу в рай въехал… Герой принял на себя ответственность и за смерть своей матери – ведь именно его рождение убило ее, и за смерть своих детей из-за кровосмесительного брака: пусть Микулай и не подозревал об этом обстоятельстве, но, как известно, незнание – не аргумент. И, кстати, эпизод с «блудным сыном» Степаном, который был рожден местной девицей легкого нрава и чьим отцом мог бы быть вообще кто угодно – Микулай прекрасно осознает это, но – внимание, это важно! – он заранее готов нести крест не только за себя, но и «за того парня».

В общем, несть числа людям и событиям, которые тяжким грузом легли на совесть этого человека. И речь не о каких-то объективных причинах, обстоятельствах и их следствиях, а исключительно о том, как герой решил взять на себя ответственность за всех и вся. Микулай сам создал для себя свой персональный ад и, не выдержав этого груза, просто сошел с ума…

Что заворожит зрителя

Отдельно хочется выразить восхищение операторской работой и музыкальным сопровождением фильма, именно благодаря им фильм приобретает неповторимый колорит и завораживает зрителя.

При реализации своего замысла режиссер использует прием контраста на разных смысловых и видеорядах: красота увядающей природы, оригинальное музыкальное сопровождение – и страдания одинокой человеческой души на этом фоне, разрушающийся мир умирающей деревни. Все это вызывают безотчетное чувство тревожности на протяжении всего фильма.

Резюмируя, хочется сказать: подача сюжета завораживает, игра актеров потрясает, фильм глубокий, яркий, эмоциональный. Это кино, которое не может оставить равнодушным.

Ирина ГЕРАСИМОВИЧ

 
Фоторепортаж