Персональная выставка Ольги Яуровой проходит в Барнауле

13:35, 25 ноября 2015г, Культура 1515


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В галерее «Турина гора» продолжается персональная выставка Ольги Яуровой «Вариации на тему». В экспозиции – живопись, коллаж, компьютерная графика.

На открытии выставки прозвучало: есть художники, использующие исключительно классические материалы – холсты и масляные краски, но у них тем не менее получается безвкусица. В то время как у других практически из подручных вещей получается предельно честное искусство. Последнее как раз относится к творчеству барнаульской художницы Ольги Яуровой.

Особенно к нынешней экспозиции, которая представляет вниманию барнаульской публики, кроме прочего, работы, выполненные в технике «ДВП, клеящаяся пленка», коллажи из рваной бумаги и бесхитростную компьютерную графику. Кое-где в качестве фона художница применяет монохромные обои с крупным рисунком. Ряд нарочито примитивных коллажей «по-взрослому» оформлен в рамки. В солнечный день на стенах галереи играют цветные блики, отбрасываемые блестящей самоклеящейся пленкой диких расцветок и фактур. Ну а если некоторые работы Ольги Николаевны включить в розетку, то можно и вечером добавить яркости этой эксцентричной экспозиции (речь о больших квадратных светильниках, превращенных с помощью витражной пленки в портреты и натюрморты). О том, что автор, вообще-то, училась в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной, напоминает отличный живописный портрет «Екатерина» 2015 года.

При этом не покидает ощущение подспудного драматизма этих ярких и полных самоиронии работ. Словно есть некая лирическая героиня, отчасти похожая на автора, и ее радости, надежды и печали отразились в работах «У окна», «Согретый счастьем камень» или коллажах из рваной цветной бумаги «Птица-Феникс» и «Зимняя ночь».

Название выставки с музыкой не связано, просто некоторые темы и образы воплощены автором сразу в двух, а то и в трех разных техниках. По словам художницы, идею с клеящейся пленкой она впервые опробовала в середине 90-х, и в галерее можно увидеть результаты этого опыта: живописный портрет «Аннушка», а рядом – его двойник «Аня», сияющий серебристой фактурой фона и едкой синевой наряда изображенной девушки. Двойничество, впрочем, кажущееся – присмотревшись, вы поймете, что у автора получились два совсем разных образа. Та же история и с висящими поблизости друг от друга живописным портретом «Алеша» (1995 год) и коллажем «Лицедей» (2015). Кстати, несмотря на сложность техники коллажа из пленки, автору все равно блестяще удается передать внешнее сходство.

Некоторые вещи (как ироничная «Комариная ночь») ненавязчиво отсылают к Матиссу, другие, как натюрморт «Нарциссы» из цветной пленки, кажется, могли быть сделаны одаренным ребенком. Зачем это нужно? Ольга Яурова говорит, что ей захотелось показать «кухню» художника. Причем ее идеи с течением времени редко обрастают новыми деталями, чаще художница отбрасывает все лишнее, стремясь к большей лаконичности и графичности.

Фоторепортаж