В зале Алтайского краеведческого музея открыли выставку «Про цветы»
15:15, 23 марта 2024г, Культура 1022
Фото Олег БОГДАНОВ
На ней показали не просто ценные, а еще и прекрасные предметы из своего богатого собрания.
Но уникальной новую экспозицию делает даже не содержимое витрин, а то, как преобразилось пространство выставочного зала по адресу: ул. Ползунова, 39. Зрителей встречают «газоны», усеянные одуванчиками и лютиками, белая беседка, увитая плющом, и шпалеры с веточками цветущих яблонь и маральника. Так вот, все эти сотни искусственных цветков были сделаны руками сотрудников АГКМ. В последние годы посетители уже привыкли, что к оформлению новых выставок тут подходят серьезно, но на сей раз музейщики превзошли себя.
Русская флора
Собственно, выставка и посвящена цветочному орнаменту. Им украшены французские настольные часы конца XIX века и французский же комод в технике маркетри, канделябры и бамбуковый туалетный столик в восточном стиле, посуда дореволюционного кузнецовского фарфора, китайские вазы, привезенные местными купцами по Чуйскому тракту, а еще советские ткани, десятки открыток и почтовых марок.
Самый первый раздел посвящен книгам редкого фонда музея, выпущенным в начале XIX века, таким как «Иконография русской флоры».
– Ведущий тогда ботаник Карл Ледебур со своей экспедицией побывал на Алтае в 1826 году, они вывезли 1600 гербарных листов растений, семян и засушенных цветов, – рассказывает куратор, старший научный сотрудник музея Татьяна Букина. – С ним приезжали художники, которые зарисовывали растения, потому что фотографии еще не существовало. Мы увеличили иллюстрации из этих ботанических книг и украсили ими разделы выставки.
Особое место среди примерно 500 экспонатов в экспозиции занимают этюды первого профессионального художника Алтая Григория Чорос-Гуркина из собрания АГКМ, написанные в начале 1900-х и не так давно отреставрированные. На них – флора алтайских гор и предгорий: маральник, маки, огоньки.
– Этой выставкой мы хотим поторопить весну: календарная уже наступила, но за окном еще зима, – пошутила директор музея Наталья Вакалова. – Кстати, цветы обычно ассоциируются с женщинами, но вы можете видеть, что растительный мир Алтая изучали мужчины – Геблер, Гумбольдт, Ледебур.
Хрупкие создания
Помимо предметов из музейного собрания, на выставке можно увидеть работы барнаульской мастерицы Инны Зуевой в технике керамической флористики. Одуванчики, крокусы, фиалки в вазочках и корзинках неотличимы от живых не только по цвету, но и по текстуре, гладкой или бархатистой (для последней используется флок).
– Я работаю с современными полимерными глинами, и это удивительные материалы, – говорит мастерица. – Причем техника довольно проста, ее можно освоить быстро, даже на первом мастер-классе у моих учеников уже что-то получается. Создавая такие ботанические копии, вы учитесь наблюдать и замечать красоту окружающего мира. И пытаетесь ее сохранить. Цветы – хрупкие создания, напоминающие о скоротечности жизни, поэтому я призываю всех не тратить время впустую, а создавать что-то новое и прекрасное.
Композиции Инны часто приобретают в интерьер, создает она и женские украшения – ожерелья, броши, серьги с цветами и ягодами. Но есть у этого ремесла и сугубо практический смысл: сотрудничая с алтайскими заповедниками и национальным парком «Салаир», она изготавливает «альтернативный гербарий», то есть объемные копии краснокнижных растений и эндемиков, которые можно показывать в образовательных целях. «Чтобы люди видели не просто рисунки или какие-то засушенные экземпляры, а копии в натуральную величину. И, встретив такой цветок в дикой природе, не срывали», – объясняет мастерица.
Счёт на сотни
Так кто же украшал музейные залы сотнями искусственных растений из фоамирана, или пластичной замши? По словам Татьяны Букиной, около трех недель по понедельникам и вторникам, когда краеведческий был закрыт для посещения, сотрудники разных отделов безостановочно делали вручную цветы. Сотрудница фондов Елена Гаманович рассказала, что процессом руководила заведующая сектором учета музейных предметов Наталья Чудилина, а остальным раздали шаблоны. В итоге общими силами собрали больше 300 цветков яблони, где-то 250 маральника, почти 60 лютиков, которые торчат буквально под ногами посетителей, и еще пару сотен одуванчиков.
Композиции самой Натальи Чудилиной тоже можно увидеть в отдельной музейной витрине, и это ее первая выставка. «Все изменила пандемия: я о фоамиране не знала, а тут услышала по радио и решила попробовать, – говорит Наталья Владимировна. – Первый цветок получился слишком толстым, я начала искать информацию и в соцсетях наткнулась на группу, которая создает удивительно реалистичные цветы. Так что всему училась в Интернете. Это оказалось очень увлекательно: пытаешься воссоздать все эти мельчайшие детали и действительно учишься наблюдать».
– Когда мы разрабатывали концепцию, то решили сделать цветущий сад в разные времена года, – говорит Татьяна Букина. – Сегодня вы здесь видите весенние цветы, летом и осенью интерьер будет меняться. И в течение 2024 года остальные наши выставки в этих залах будут оформлены в таком дизайне.