"Принцесса Укока" стала главной темой в творчестве художницы из Бийска

12:11, 19 февраля 2022г, Культура 2234


"Принцесса Укока" стала главной темой в творчестве художницы из Бийска Фото №1
"Принцесса Укока" стала главной темой в творчестве художницы из Бийска Фото №2
"Принцесса Укока" стала главной темой в творчестве художницы из Бийска Фото №3
"Принцесса Укока" стала главной темой в творчестве художницы из Бийска Миниатюра №4
"Принцесса Укока" стала главной темой в творчестве художницы из Бийска Миниатюра №4
"Принцесса Укока" стала главной темой в творчестве художницы из Бийска Миниатюра №4

Эта молодая женщина, наверное, одна из самых известных в России, хотя мертва уже пару тысячелетий. Мумия принцессы Укока, как ее теперь называют, была обнаружена в 90-е годы археологами при раскопках кургана на плато Укок. Долгое время она находилась на исследовании в новосибирском институте археологии, а затем по многочисленным просьбам ее передали на хранение в Национальный музей имени А.В. Анохина в Горно-Алтайске.

С момента тех раскопок обнаруженная мумия волнует историков, литераторов и художников, давая место различным предположениям и богатому воображению. «Принцесса» для многих творческих людей служит своего рода музой, вдохновительницей, возможностью изучить и представить жизнь наших предков, осваивавших Алтай тысячи лет назад.

Одним из таких художников-иллюстраторов является бийчанка Вера Карнаухова, для которой «принцесса Укока» стала одной из основных тем в творчестве. На базе отдела «Музей Чуйского тракта», что у коммунального моста, открылась ее выставка картин на дереве, посвященная этой жительнице алтайских гор. Более десяти композиций показывают самые различные ситуации из жизни легендарного плато и бывавших на нем людей. Много лет автор отдала изучению этой темы и воплощению ее в своем творчестве. На открытии экспозиции мы немного побеседовали с Верой о жизни, творчестве и, конечно, «принцессе Укока».

– Вера, где вы учились на художника?

– Я поступала в бийский педколледж с мечтой стать художником, потом на художественно-графический факультет нашего педуниверситета. Нас учили хорошие мастера, большинство из которых продолжают и сейчас там преподавать.

– Долго ли вы шли к открытию этой выставки и что хотели сказать своими картинами?

– Непосредственно работала над выставкой около года. Но готовилась я к ней лет пятнадцать, наверное, а может, еще больше. Эта тема мною исследована очень давно и периодически у меня были какие-то разовые картины – само плато Укок, скифские мотивы. И вот решила как-то раз собрать это все воедино, чтобы подвести итог этой теме, высказать какие-то свои более смелые мысли.

– Но почему выбран именно этот материал – дерево?

– Я работаю с деревом, в основном, в 90% случаев это кедровые доски, хотя бывают и сосна, и береза. И каждая из этих пород дает свои интересные возможности. Дерево по структуре – практически та же бумага, поэтому на него очень хорошо ложатся акварельные краски. Они прекрасно впитываются, что помогает создать тот сюжет, который и задумывался. Конечно, в основе этой выставки в большей степени иллюстрации, так как я все-таки иллюстратор. Рисую сюжеты, быт, изображаю пейзажи.

Так получилось, что в течение жизни у меня была возможность научиться каким-то вещам, навыки мне по наследству передавались от родственников. В целом реставратор – это человек, который может в самых разных областях работать. С тканями, деревом, металлом, красками, кистями, в общем, с большим количеством материалов. Есть некая универсальность.

– А почему обратились к «принцессе Укока»? Что вас связывает?

– Просто однажды я услышала о ней. Как раз в момент землетрясения 2003 года, когда мы все сильно испугались. Тогда это явление алтайцы связали с гневом «принцессы», хотя она была найдена уже давно. И я стала интересоваться этой темой. Она ведь такая мистическая, интересная. Считается, что это женщина-шаманка, разговаривавшая с духами. Мифология сюжетная мне была интересна. И, наверное, чтобы до конца закрыть данную тему, была организована эта выставка, хотя я сомневаюсь, что перестану рисовать ее. Тем более что в 2021 году сама побывала на плато, увидела во­очию, насколько одухотворена эта территория, место силы. Мифология как она есть.

А в планах у меня еще одна выставка, тоже большая тема. В этом году она ко мне пришла. Вновь работа на дереве, но это уже будет космическая тематика. Вообще, самая первая картина на дереве, которую я увидела, была именно про космос. Картина меня вдохновила. Советская женщина, специалист по космическим технологиям, она рисовала на фанере именно по этой теме. И я поразилась, как дерево может передать краски, как его линии могут связаться в единый сюжет. Именно тогда я поняла, что с этим материалом можно работать как с картиной.

Мнение

– В отделе «Музей Чуйского тракта» все подходит для этой выставки. Очень удачно, когда такие концепции и проекты совпадают друг с другом – по идее, по теме. Они интересны для туристов, которые следуют в Горный Алтай, для жителей нашего города. Мне очень нравится эта экспозиция, я Веру знаю давно, наверное,
с юношества. Она работала в разных направлениях, и выставка «Принцесса Укока» как-то «зашла» до глубины души. Автор смогла передать зрителям ту атмосферу, ту энергетику, которую чувствовала сама. И дерево как материал очень этому способствовал. Эта структура, шероховатости, даже отверстия – все шикарно вписано
в раскрытие выбранной темы, – говорит заведующая художественным отделом Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки Ольга Леонтьева.

Фото автора.

Фоторепортаж