Сериал «Ольга»: может быть смешно

16:31, 16 сентября 2016г, Культура 1346


Сериал «Ольга»: может быть смешно Фото №1

Сериал «Ольга» – это очередная и во многом удачная попытка «ТНТ» вывести многосерийные проекты на качественно новый сценарный уровень, а еще потрясающая актриса Яна Троянова в заглавной роли. В остальном же отношение зрителей к новинке, вероятно, будет определяться тем, насколько сильно она давит на индивидуальные болевые точки.

Тут ведь как всегда: раз есть социальная подоплека и попытка авторов отразить неприглядную правду жизни (точнее, некую интуитивно предполагаемую «простую жизнь»), мы непременно услышим упреки в чернухе и неправдоподобии. Что ж, многие люди действительно так живут. Фокус в том, что это комедия, причем по-настоящему забавная – по крайней мере, в первых сериях, которые уже удалось посмотреть.

Итак, Ольга Терентьева – одинокая москвичка средних лет, живущая на окраине, работающая педикюршей в простецкой парикмахерской и пытающаяся воспитывать двоих детей-подростков. Отец ее старшей дочери Ани (актриса Ксения Суркова), как мы впоследствии узнаем, в тюрьме, а отец сына Тимки – азербайджанец, вернулся к своей настоящей семье в Баку. Еще у Ольги есть младшая сестра Ленка, мечтающая о силиконовом бюсте четвертого-пятого размера, чтобы жить за счет мужчин. Ну а мужское присутствие в этом сумасшедшем доме обеспечивает Ольгин отец-алкоголик, по совместительству детский футбольный тренер, которому в свое время сам «Санька Бородюк ключи от стадиона доверял». Наша героиня носит один и тот же джинсовый костюм и собирает отросшие обесцвеченные волосы заколкой-крабом. Обитает она в запущенной квартире с советской еще мебелью и непрерывно лается и мирится с родными, которые вечно усложняют ей жизнь.

Собственно, диалоги – лучшее, что есть в каждой 20-минутной серии: с первой секунды действия мы слышим пулеметные перебранки Ольги с домочадцами на повышенных тонах. Причем сценаристы и без обсценных выражений умудряются создать впечатление легкой непристойности всего происходящего. Дополнительно украшают эти разговорчики то и дело всплывающие в них реалии масс-медиа:

«Ну чо, считай, свое дело мутим. Малый бизнес, типа, опора страны!»

Или:

– Меня дети ждут! – это отец пытается избежать поездки в наркологический диспансер.

– Откуда ждут, из запоя?

Или:

–У меня, короче, был один. По молодости все телефоны отжимал. А щас нормально – зампрокурора! – это сестра Ленка делится бесценным жизненным опытом.

И вот еще:

– Ты чо, ноги бреешь? – спрашивает Тимка старшую сестру.

– И не только ноги, Кавказ! – огрызается Анька.

– Э, Азербайджан – это не Кавказ, это Закавказье!

Сюда же всякие «борзометры», «мутить», «лишкануть» (то есть перегнуть палку). Кстати, шутки на тему этнического происхождения Ольгиного сына мелькают регулярно – и, к чести сценаристов, героиня неизменно пресекает попытки окружающих уязвить ее ребенка, а через него – ее саму.

Она вообще-то любящая и заботливая мать, и это осознаешь почти мгновенно, вопреки тому «угару», который творится на экране. А то, что она все время орет – так это не от злобного нрава, а от страха за родных, от ужаса, что в ее жизни опять что-то пойдет не так. Вот дочь-пэтэушница забеременела и вознамерилась выйти замуж за своего охламона (яркая роль очень органичного и убедительного Сергея Романовича). Долгожданный отпуск пришлось отменить. А от сестры и отца не дождешься помощи. Вдруг посреди этого водоворота безумия у Ольги вдруг появляется заботливый поклонник Гриша: родом из Рязани, наивный, надежный, моложе лет на десять, да еще и водитель «газели»-катафалка (тоже замечательный образ, созданный актером Максимом Костромыкиным)…

И вот, отсмеявшись над очередным эпизодом, который завершается обязательным примирением родных и бодрой песенкой под финальные тит-
ры, понимаешь, что сериал вообще-то не смешной. Что отчаянная решимость прорваться во что бы то ни стало, так точно сыгранная замечательной Яной Трояновой, – постоянный фон жизни многих матерей вокруг. Не обязательно даже бедных, одиноких и многодетных, достаточно, чтобы некому было их поддержать. Что российское материнство – это вообще как круглосуточная работа авиадиспетчера, мысленно разводящего «авиалайнеры», чтобы не допустить катастрофы. Что желание все контролировать и «пасти» своих близких обычно появляется не от беспечной жизни. И еще что реальные затюканные жизнью Ольги вряд ли будут очень уж смеяться над таким вот сериалом. Скорее предпочтут забыться вечером за каким-нибудь «Великолепным веком» – бесконечной мыльной оперой из жизни гарема турецкого султана с ослепительно красивыми героями, ядовитыми интригами и драгоценными костюмами. Ну а всем остальным – да, может быть смешно.

Фоторепортаж