В Барнауле работает выставка, посвященная истории благотворительности на Алтае

19:15, 03 марта 2023г, Культура 1157


В Барнауле работает выставка, посвященная истории благотворительности на Алтае Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Кому и зачем отдала Евдокия Судовская свой дом? Кого считают зачинателем меценатства? И почему так удивительно сейчас повторяются события вековой давности? За ответами «АП» отправилась на экспозицию, посвященную истории благотворительности на Алтае. Она открылась в региональном отделении Российского детского фонда в канун его 35-летия.

Век осьмнадцатый, просвещённый

Экспонаты эти созвучны душе любого, кто хотя бы одному больному ребенку помог, перевел даже весьма скромную сумму на счет благотворительного марафона «Поддержим ребёнка». И потому хочется подольше постоять у портрета Раисы Фёдоровой, пожалуй, лучшего из ее прижизненных. С этой ее знаменитой улыбкой, теплой настолько, что одной ее бывало достаточно, дабы успокоить маму тяжко заболевшего малыша. Раиса Степановна приняла командование краевым отделением РДФ от своего однофамильца, Анатолия Фёдорова, и людям понадобилось время, чтобы понять – это не родственные связи, а такое занятное совпадение. Случилось это в середине 90-х, к которым прочно прилепился штамп «лихие». Но на мой взгляд, их правильнее было бы называть лютыми, ведь самыми незащищенными и заброшенными тогда оказались дети Алтая и та ситуация аукается нам до сих пор.

Следующее фото – совсем свежее. Нынешний руководитель отделения Оксана Овчинникова и ее команда в Москве получают заслуженную награду президента России. А вот театральная афиша, на которой расписались актеры краевого драмтеатра, участники спектакля «Непрощённая» по роману Альберта Лиханова (с момента создания и до последних своих дней он возглавлял РДФ).

Заместитель председателя реготделения РДФ, по совместительству экскурсовод Ирина Заречнева (это благодаря ее кропотливой работе с архивами и историческим материалом мы впервые видим многие редкие экспонаты) предлагает начать с истоков. С начала XVIII века, когда по указу Петра I был основан Бийск. Не город еще, а Бикатунский острог, российский форпост в Сибири, центр сбора ясака (подати) с местного населения, часть которого передавалась сирым и убогим, приютам и богадельням, первым социальным учреждениям. С этой точки зрения Пётр, несомненно, родоначальник партнерства государства и бизнеса.

– Идея создать вот такую летопись благотворительности на Алтае в историческом здании регионального отделения РДФ возникла год назад, – рассказывает Ирина. – Опыт исследовательской работы в краевых фондах, архивных, музейных, библиотечных у меня к тому времени уже был, подавая заявку на губернаторский грант в сфере культуры, мы были уверены в своих силах. Все получилось, и дело пошло. Дополнительно, к слову, удалось привлечь средства Сибирской генерирующей компании. А коллекционер Андрей Гришанин поделился редкими иллюстративными фото. Спасибо всем. Результат вы видите.

– Ирина, полагаю, сверхзадача экспозиции – привлечь к работе детского фонда новых меценатов?

– И это тоже, но прежде всего мы старались представить максимально полную подборку материалов по истории благотворительности в регионе, показать, что и сейчас немало продолжателей дела меценатов прошлого. Благодаря им удается помогать тысячам детей, семьям, попавшим в беду.

«Делу призрения сирот»

Визитная карточка меценатства Бийска купеческого – Морозовы, конечно же, Алексей Фёдорович и Елена Григорьевна. На свои деньги «миллионщики» открывали и обустраивали приходские школы, гимназии, ремесленные училища, больницы, богадельни, приюты. И в свои завещания супруги также вписали строчку «на благотворительность».

Те же знаки доброй воли – и в истории Барнаула. Конец XIX – начало ХХ века – ренессанс добровольчества. Так, в 1884 году в Барнауле открылся Мариинский приют для девочек-сирот. Двухэтажное каменное здание на ул. Пушкина, 78 (старое название – Иркутская линия), добротное даже сейчас, спустя 140 лет после постройки, отдала детям и потом содержала заведение дворянка Евдокия Судовская, одна из первых алтайских бизнес-леди, совладелица Иткульского винокуренного завода.

Василий Штильке, основавший в Барнауле в конце XIX века Общество попечения о начальном образовании, всю свою жизнь ведал делами наробра. В первых бесплатных школах города Б., Нагорной и Зайчанской, учились дети бедняков, как правило. Сохранились документы, в которых говорится о передаче школьным библиотекам учебников и книг из другой барнаульской школы, горнозаводской.

В поисках тематических раритетов сотрудники реготделения РДФ на сайте коллекционеров «Мешок» нашли кружку для сбора денег. Теперь она – один из экспонатов.

Эта форма привлечения молодежи и простого люда к благим делам была весьма распространенной. Вот фрагмент одного ходатайства: «Предполагая устроить 14 апреля 1916 года уличный кружечный сбор в пользу местного отдела Сибирского общества для подачи помощи раненым и больным воинам, комитет отдела обращается в комитет начальников средних учебных заведений Барнаула с покорнейшей просьбой, не будет ли признано возможным разрешить воспитанникам и воспитанницам принять участие». А газета «Жизнь Алтая» в одном из апрельских номеров 1917-го публикует призыв Барнаульского благотворительного общества: «Всех сочувствующих делу призрения сирот просят опустить в кружку сборщика посильное пожертвование».

Чтобы различать

– Работая над материалами, я часто ловила себя на мысли, что словно о событиях сегодняшних читаю в газетах и документах периода Первой мировой войны, – признается Ирина Заречнева. – Если бы не шрифт с «ятями»… Это ведь начало XX века, но как будто сейчас все происходит. «Кружечные» сборы в пользу вдов, больных детей, раненых, беженцев, прибывающих на Алтай. Наши земляки, не самые богатые люди, сбрасывались всем миром, помогали им теплой одеждой, продуктами, лекарствами, деньгами.

Если вдуматься, ничего удивительного нет в таких повторениях для страны, в истории которой вы не найдете ни одного мирного века. И как 100 лет назад, человека мучает главный, пожалуй, корневой вопрос благотворительности. Собеседница вспоминает, как недоумевала, впервые услышав фразу из Учения двенадцати апостолов: «Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках, прежде чем ты ее разожмешь». Казалось бы, все очевидно. Если просят – надо помогать. Но как и кому? Святитель-богослов Василий Великий проповедовал: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностью, тот дает Господу, а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу».

Такая трактовка и есть суть христианства. Недаром же на Руси тех, кто был крепок физически, но не работал и при этом просил милостыню, прогоняли палками от истинно бедствующих, заставляли искать заработка.

Хорошая новость для тех, кто заинтересовался. Экспозиция в историческом здании регионального отделения РДФ (улица Партизанская, 120, – проспект Красноармейский, 46) действует на постоянной основе. Записаться на бесплатную экскурсию можно по телефону 8 (3852) 63-30-13.

Фоторепортаж