В барнаульском музее открылась выставка «Пора иметь своё лицо…»

19:45, 16 июня 2023г, Культура 648


В барнаульском музее открылась выставка «Пора иметь своё лицо…» Фото №1
В барнаульском музее открылась выставка «Пора иметь своё лицо…» Фото №2
В барнаульском музее открылась выставка «Пора иметь своё лицо…» Фото №3
В барнаульском музее открылась выставка «Пора иметь своё лицо…» Фото №4
В барнаульском музее открылась выставка «Пора иметь своё лицо…» Миниатюра №5
В барнаульском музее открылась выставка «Пора иметь своё лицо…» Миниатюра №5
В барнаульском музее открылась выставка «Пора иметь своё лицо…» Миниатюра №5
В барнаульском музее открылась выставка «Пора иметь своё лицо…» Миниатюра №5

Фото Евгений НАЛИМОВ

Выставка, посвященная поискам русского в живописи, работает в Художественном музее Алтайского края.

В 1903 году был создан Союз русских художников – одно из самых многочисленных и национально ориентированных объединений начала ХХ века, существовавшее вплоть до 1923-го. Пропустить его 120-летний юбилей в ГХМАК не могли, тем более что в фондах барнаульского музея хранится цельная и интересная коллекция произведений участников объединения – видных художников Серебряного века Константина Коровина, Валентина Серова, Михаила Нестерова, Леонида Пастернака, Константина Сомова и других.

«Нам это не идёт»

Как замечают сотрудники музея, если бы позволяли площади маленького временного здания ГХМАК, такая выставка могла бы быть раза в три больше. Но и нынешняя экспозиция, в которую вошло всего 18 работ девяти именитых авторов, дает представление об этом объединении – одном из самых демократических в истории. Эпиграфом к выставке послужили слова члена Союза русских художников Станислава Жуковского:

«Пора перестать ездить за модами в Париж, пора стряхнуть с себя вековую рабскую зависимость, пора иметь свое лицо… Пора бросить раскрашивать русскую поэтическую, скромную природу в синьку и медянку, а русского человека в мулата с острова Таити… Нам это не идет, как не идет цилиндр Маяковскому и золотой лорнет Бурлюку!»

– Жуковский обращался к своим собратьям-художникам, призывая к поискам собственного стиля, – говорит заместитель директора музея по науке, искусствовед Наталья Царёва. – Эта ситуация в искусстве назрела значительно раньше, еще за 40 лет до того, когда в Академии художеств произошел знаменитый Бунт четырнадцати. Молодые художники отказались писать дипломную работу на заданную тему, вышли из академии, организовали сначала артель, а затем Товарищество передвижных художественных выставок.

В 1863 году будущим художникам-передвижникам, как гласит история, задали писать картину на германо-скандинавский сюжет про пир в Валгалле – они сочли это слишком далеким от реальности и попросили свободную тему. Получив отказ, покинули аудиторию, чем сорвали конкурс к 100-летию академии. Предводительствовал среди «бунтарей» (заметим, лучших выпускников академии!) Иван Крамской, и впоследствии его соратники противопоставляли свое творчество академизму и вдохновлялись идеей народничества.

К началу ХХ века идея поиска собственного лица актуальности не потеряла.

– Большую роль еще сыграло открытие Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где преподавали Перов, Саврасов – художники демократического убеждения, традиций, заложенных Крамским и другими, – рассказывает Царёва. – Выпускники училища и создали Союз русских художников. Потом к нему примкнули художники из Санкт-Петербурга – к тому времени их собственное объединение «Мир искусства» переживало кризис, потому что тот замок из слоновой кости, который они строили, оказался не очень устойчивым. И они тоже искали опору в русской традиции, хотя многие, как, например, Константин Сомов, учились за границей.

Где искать вдохновение

– Вот мы смотрим на первого русского импрессиониста Константина Коровина, – куратор выставки указывает на холсты «Дама с лампой» 1910 года и «Две дамы на террасе» 1911-го. – И все же русский импрессионизм сильно отличается от французского каким-то национальным видением, другим отношением. Продолжателем традиций импрессионизма является и Сергей Виноградов – вот его «Красная дача», но это именно русское искусство.

«Дело не только в теме, – объясняет «русскость» искусствовед. – Тут еще прочувствовано внутреннее состояние нашей природы. И когда смотришь на работы классиков Союза русских художников, то видишь: вот у Петра Петровичева – именно ростовская земля, а Леонард Туржанский писал родной Урал. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он вернулся в Екатеринбург. И в деревне неподалеку у него была своеобразная творческая дача. Это тоже было характерно: художники ехали в эти отдаленные места, жили и творили там, черпали в них свое вдохновение».

На небольшой выставке в ГХМАК сейчас в основном летние сюжеты и пейзажи, настраивающие на мажорный лад. Представлены жанровая живопись (как вышеупомянутые работы Коровина), несколько портретов.

– Леонид Пастернак написал портрет Зинаиды Окуньковой – одной из первых женщин-врачей в России. Она получила диплом в Париже и громко вошла в историю медицины, – рассказывает Царёва. – Была дружна с семьей художника Пастернака, а ее приемная дочь Екатерина Гольдингер была его ученицей. Еще очень интересен детский портрет Гали Сахаровой художника Малютина 1921 года – это уже период заката Союза русских художников. После революции многие авторы эмигрировали. И недалек был тот день, когда объединяться художникам пришлось уже под другими знаменами…

Часть этих произведений поступила в барнаульский музей от частных коллекционеров, другие – централизованно от Министерства культуры СССР. Судя по тому, что оформлены работы в новые рамы и почти невидимые антибликовые стекла, когда-то мы наконец увидим их в постоянной экспозиции в новом музейном здании на площади Октября. А нынешняя выставка будет работать до 1 июля.

Фоторепортаж