В драме спели Шукшина…

7 октября в краевом театре драмы состоялась премьера спектакля «Калина красная» по повести Василия Макаровича Шукшина

00:00, 13 октября 2011г, Культура 2733


В драме спели Шукшина… Фото №1

По заказу театра из повести «Калина красная» сделали музыкальную драму. Насчет того, как Егор Прокудин совмещается с куплетами и ариями, у многих были сомнения еще на стадии репетиций. Скажу сразу – совмещаются. Не так уж и важно, прозой или в рифму изливает человек душу, главное - чтобы душа в этом была.

Автора!

Либретто «Калины красной» написали Вячеслав Вербин и Олег Солод. Оба известны в театральных кругах: например, Вербин создал мюзикл по «Кентерберийскому привидению» Оскара Уайльда, а его визитной карточкой считается написанная для Большого драматического театра в Петербурге «Смерть Тарелкина», которую ставил сам Георгий Товстоногов. Олег Солод работал все больше в юморе.

Музыку к спектаклю написал Марк Самойлов, чьи песни поют Эдуард Хиль и Иосиф Кобзон. Декорации придумал Степан Зограбян, лауреат «Золотой маски» за поставленный в Вологде спектакль «Кармен». За танцы, пляски и прочие телодвижения отвечал Сергей Грицай, хореограф, работавший во многих странах мира. А поставил все это на нашей сцене режиссер Владимир Подгородинский, постановщик таких спектаклей, как «Юнона» и «Авось» и «Иисус Христос – суперзвезда».

Впрочем, такой состав мог и не гарантировать успеха – если собрать на одной кухне десять первоклассных поваров, то у них может получиться шедевр, а может даже яичница подгореть.

Сюжет

Сюжет «Калины красной» массовому зрителю известен по фильму: освобождается из тюрьмы Егор Прокудин по воровской кличке Горе и решает, как ему дальше жить. За ноги вниз тянут старые друзья (шайка под предводительством бандита по прозвищу Губа), а за руки вверх – собственное желание Егора жить по-новому, честно, да «заочница» (подруга по переписке) Люба и ее семья. Фильм кончается гибелью главного героя от рук дружков-воров – не отпустили они его. Тем же кончается и спектакль. Но сюжетная тропинка в музыкальной драме делает иные повороты – сюжет здесь закручен даже сильнее, чем у Шукшина.

Из эпизода с поездкой Егора Прокудина к матери Вячеслав Вербин создал новую сюжетную линию. У Шукшина Прокудин говорит, что не может он объявиться матери вот таким – зэком, но и только. У Вербина Прокудин имеет цель – вернуться к матери новым человеком. Пока же Прокудин «перековывается», не объявляясь матери, а только передавая через Любу деньги, мать, старуха Куделиха, молится о возвращении сына на иконы, спасенные ею из храма.

О том, что Куделиха – его мать, пробалтывается в приступе добродушия Егор некому Николаше. Это новый в «Калине красной» персонаж - пьяница, то пытающийся через шайку Губы пристроиться к воровскому ремеслу, то мечтающий вернуться к жене. В момент этого душевного разговора ни Егор, ни Николаша не знают еще, что судьба столкнула их лоб в лоб, как две машины на трассе: бывшая Николашина жена Люба и есть «заочница» Егора! Узнав про это, Николаша решает мстить. По его наводке банда убивает Куделиху. Не за иконы – иконы прихватили так, попутно. А Куделиху убили, чтобы и Егора за его попытку изменить судьбу, убить. Потому как даже и останется Егор на этом свете после подобного, будет ходить, пить, есть и дышать – а все равно не жилец.

Словом, если у Шукшина Егор Прокудин смерти не ждал, то у Вербина Егор смерти, может, и рад был. А как бы ему жить с сознанием, что сам же мать свою погубил?

На претензии к вольному обращению с шукшинским сюжетом Вербин отвечает, что никак замысла Шукшина не исказил: у Шукшина Прокудин погиб и у него, Вербина, погиб.

- Я же Шукшина не обидел… - сказал Вячеслав Вербин в нашей с ним беседе. – В «Театральном романе» Максудов приходит к Станиславскому, а тот знакомит его со своей старой теткой и говорит: «Познакомься, тетушка, это наш автор, он принес новую пьесу». И тетка спрашивает: «А зачем новую? Старых мало хороших?» Так и тут. «Калина красная» - классика. Попрекать меня вольным обхождением с классикой легко – охранительные позиции вообще выгодны. Но они не всегда ведут к хорошему. Был такой фильм «Бакенбарды», где почитатели Пушкина в своем порыве охранить его от всяких посягательств постепенно приходят к фашизму. Я сделал свои умозаключения, отталкиваясь от классики, и попытался донести эти умозаключения до зрителя…

Однако идею переделать «Калину красную» так, чтобы в конце все были счастливы - поженились Люба и Егор, у них куча детишек и все хорошо, - Вербин не поддержал.

- Это невозможно, это не театр.. – печально ответил он. – Должна быть драма, переходящая в трагедию. Ну и такой финал – это как раз будет не Шукшин. А все, что написано для спектакля, – из Шукшина.

Спектакль

Он получился ярким, живым, динамичным. Бытовой, символический, условный - все лица театра то и дело сменяют друг друга на сцене. В «Калине красной» много поют и пляшут. Хореограф Сергей Грицай придумал березки – образ, без которого не обойтись: они в спектакле стали целой стайкой девушек в белых с черными отметинами платьях, они кружат Егора, захватывают в свой хоровод – зрелище завораживающее.

Еще один образ – появляющаяся время от времени на сцене лодка, которую течением тащит по реке времени. В нее садятся Люба (в день премьеры ее играла артистка Лариса Черникова) и Егор (артист Юрий Рябцев), но Егор потом выбирается – ему надо в город, он еще не уверен в выборе. Однако, отведав города (знаменитая сцена «народ для разврата собрался!» поставлена так, что публика валится от хохота), он снова оказывается в этой лодке. В той самой сцене, когда Егор в минуту душевной слабости рассказывает Николаше о своей матери, Егор тоже сидит в лодке и мастерит макет храма. Лодка – старинный и, если помнить перевозчика в царство мертвых Харона, страшный образ.

А вот банда Губы – это гиперреализм. Губа (артист Александр Хряков), Люсьен (в день премьеры ее играла артистка Елена Половинкина), Бульдя (артист Иван Дорохов) и уже упомянутый Николаша (в день премьеры его играл Эдуард Коржов) воплощают на сцене зло. Обаяние зла и без того велико (а в исполнении Хрякова от него, кажется, глаз не отведешь), но в «Калине красной» перевешивает сторона добра.

Отец Любы (артист Георгий Обухов) – один из самых пронзительных образов в спектакле: старик расписывает хату образами святых, отдавая им лица своих погибших на войне друзей. «Я рисую рай для этих ребят!» - говорит старик Егору Прокудину, поначалу осмеявшему эти росписи. Егор устыдился, а у зрителя глаза и вовсе на мокром месте – Обухов своей игрой, своим немного рыдающим голосом переворачивает что-то в зрительской душе, привыкшей к бесконечным фанфарам, за которыми уже давно не видно горя, принесенного войной.

Старуху Куделиху, мать Егора, играет Надежда Царинина. Главное в старухе Куделихе – непоколебимая вера в Бога и в то, что сын ее потерянный непременно вернется. Сцену, когда Егор и Люба приезжают к ней, чтобы передать деньги, и Куделиха потчует их пирогами да молоком, рассказывая между тем о своей судьбе – старший сын погиб, средний помер, а младший пропал и не знает она, как за него молиться перед спасенными из храма иконами, за здравие или за упокой, – внешне простая, но с невероятным внутренним напряжением. Люба маячит Егору: «Сознайся!» - но тот только прячет от матери лицо.

Сам Егор (артист Юрий Рябцев), кажется, другим нынче и быть не может. Энергия Рябцева, то удаль, то ухарство, блатные ужимки, которые сменяются метаниями живой души,– все это настоящий, простой, запутавшийся в жизни мужик. Люба же (в день премьеры ее играла артистка Лариса Черникова) – женщина мудрая, разглядевшая в Егоре душу и решившая, что если душа есть, то и остальной человек проснется. (Правда, поначалу Люба выглядит «слишком городской», но потом, когда выясняется ее линия с Николашей, все становится на свои места).

Отметим: актеры хоть и драматические, поют хорошо. Может, это и лучше, что они прежде всего актеры, а уже потом певцы, – душой берут, а в таком спектакле душа и нужна.

В спектакле много разных мелких штришков: у «хороших», например, сапоги белые и Егор, когда наконец отказывается от своего прошлого и твердо становится на сторону добра, тоже оказывается в белых сапогах.

Однако в самом финале условность немного подвела: сцена, где Петро, брат Любы, таранит на своем грузовике машину бандитов, оставлена за кадром, решена звуками. Но рев грузовика и звук удара машины о машину смешиваются с музыкой, так что часть зрителей, а особенно молодежь так и не узнали, что возмездие свершилось, - для них убийцы остались безнаказанными. Такой финал, впрочем, был бы тоже вполне в духе нашего времени. Но он-то как раз будет «не по Шукшину»…

Новости партнеров
Фоторепортаж