Герой России Михаил Миненков: «Нас не нужно жалеть…»

00:00, 30 октября 2013г, Общество 5745


Герой России Михаил Миненков: «Нас не нужно жалеть…» Фото №1

Почетным гостем состоявшегося 26 октября в Барнауле турнира по армейскому рукопашному бою на кубок нашего земляка Героя России командующего Воздушно-десантными войсками России Владимира Шаманова стал Михаил Миненков, тоже десантник, тоже наш земляк и тоже Герой.
К сожалению, сам Шаманов из-за ЧП в Пскове (взрыв на полигоне, при котором погибли шестеро десантников) на турнир не приехал, он был назначен руководителем комиссии по расследованию причин произошедшего. Однако вместо Шаманова в Барнаул приехал Михаил Миненков – наш земляк, родом из Алейска. Михаил Миненков – человек удивительной судьбы, в каком-то смысле он современный Маресьев. Почти ровно 14 лет назад, 14 октября 1999 года, в Чечне, в бою у станицы Шелковская, разведгруппа под командованием старшего лейтенанта Миненкова пошла на выручку окруженной боевиками группе спецназа. В этом бою Миненков был тяжело ранен, и впоследствии ему ампутировали ногу. Однако он остался в армии, дорос до начальника разведки полка ВДВ и ушел в запас только в 2004 году.

Четверо из двухсот

Михаил Миненков из семьи военных.

– Папа у меня офицер, всю жизнь служил в Ракетных войсках, – рассказал он «Алтайской правде». – Дедушка по папиной линии Миненков Михаил Пантелеевич, участник Великой Оте-чественной войны. По маминой – Германов Павел Дмитриевич, Герой Социалистического Труда, три ордена Ленина. Старой закалки мои деды так меня и воспитывали.

Выбор жизненного пути случился еще в детстве благодаря случайности.

– Пошел в школу в первый класс. Военный городок, город Алейск, школа № 4. Положил ноги на стол. Учитель вызывает маму в школу, это было в первый и последний раз, и говорит: «Таких, как ваш сын, у меня было двое: один сел в тюрьму, другой летчиком стал». Я имел проблемы дома и после этого учился преимущественно на «отлично», – вспоминает Михаил.

Мама будущего Героя хотела, чтобы сын стал летчиком. Сына небо тоже манило. Он и оказался в небе, правда, в другой роли. Когда в Екатеринбургское суворовское училище приехали «покупатели» из Рязанского училища ВДВ, Михаил оказался среди тех четверых счастливчиков, которые были отобраны для службы в десанте из 200 выпускников суворовского училища.

Спорт

В училище Михаил занимался именно армейским рукопашным боем.

– Вообще, я занимался самбо. А в Рязанском десантном училище профилирующий предмет – армейский рукопашный бой. Я выступал в тяжелом весе, свыше 85 килограммов. В свое время был чемпионом ВДВ.

Для того чтобы читателям понятнее стало, что это за спорт, скажем только, что схватка здесь длится три минуты. Без раундов и перерывов. То есть в боксе даже на самом высоком уровне, даже среди бойцов, у которых кулаки как кувалды и удары, способные опрокинуть паровоз, бой длится 12 раундов, а тут – три минуты на все. И чаще всего схватка заканчивается или нокаутом, или болевым приемом.

– По тем правилам, которые есть сегодня, армейский рукопашный бой сложился после Великой Отечественной войны. Он создавался не для спорта, а для боя, – рассказывает Михаил Миненков. – Армейский рукопашный бой – это сложнейший вид спорта, совокупность всех видов боевых искусств... Самбо – это основа, а сверх того бокс, кикбоксинг, карате, тхеквондо. Разрешено все, кроме ударов по суставам, по затылку, по спине, в пах. Добивать лежачего тоже разрешено. 20-30 секунд полного контакта, борьбы, ударов руками и ногами достаточно, чтобы мастера спорта отправить в нокаут. Команды по рукопашному бою были во всех видах Вооруженных сил России, мощная команда была в свое время в Ракетных войсках, в ВВС, в ВМФ. Так что десантники не каждый год становятся чемпионами Вооруженных сил, периодичность имеется. Думаю, бойца рукопашного боя не сможет победить ни один представитель других единоборств. Устраивались соревнования между представителями Вооруженных сил разных стран, и я был участником таких соревнований. Немного смягчили правила, так как спортсмены других стран не готовы к таким соревнованиям. Знаю, что в Югославии между нашими и американскими миротворцами проводились соревнования по армейскому рукопашному бою по усредненным правилам. Но наши всегда выигрывали.

На вопрос, почему именно Алтай был выбран для проведения соревнований такого масштаба, Михаил Миненков ответил, не скрывая патриотизма:

– В крае говорят, что Алтай – центр вселенной. Здесь рождаются лучшие люди – такие как Калашников, Шаманов. Поэтому турнир проводится здесь.

Необходимое отступление: в первом турнире по армейскому рукопашному бою на призы Героя России командующего ВДВ генерала Владимира Шаманова приняли участие около 100 бойцов, причем не только военнослужащие, но и штатские. География – не только вся Сибирь, но и Кострома, Самара. В большинстве весовых категорий победили воспитанники барнаульского клуба «Лидер», возглавляемого ветераном войны в Чечне Александром Могильниковым. В «Лидере» при шефской помощи краевых ветеранских организаций «Союз десантников», «Союз инвалидов войны в Афганистане» и «Боевое братство» занимаются более 500 детей. Благодаря социальным программам в клубе тренируются воспитанники детских домов. Не удивительно, что сборная Сибири по армейскому рукопашному бою на три четверти укомплектована воспитанниками клуба «Лидер».

Война

Для Миненкова рукопашный бой как спорт закончился в 1997 году, когда он после училища пришел в войска.

– Командир 247-го воздушно-десантного полка, впоследствии Герой России Юрий Эм спросил: «Сынок, ты будешь спортом заниматься или Родину защищать?» Я ответил, что хочу быть бойцом, офицером разведки. Так закончилась моя спортивная карьера.

О своем участии в боевых операциях Михаил рассказывает коротко:

– Дагестан, а в Чеченской Республике – Шелковской район, Аргун, Гудермес, Веденский район. Десантники воевали по полгода. Мы были зимним полком – воевали зимой, с сентября-октября по февраль 1999, 2000, 2001 годов. Нас менял летний полк нашей же 108-й дивизии. Зима – это, как правило, грязь, отсутствие зеленки, дождь. Но дождь – это погода разведчиков. За время ведения боевых действий наша разведрота становилась лучшим разведподразделением ВС, не потеряли ни одного бойца.

Рукопашный бой по его прямому назначению Михаилу не пригодился. Но ведь это не только и не столько совокупность ударов и приемов.

– Рукопашный бой – это прежде всего закалка тела, духа. Это смелость, честность, порядочность, дружба, традиции, – говорит Михаил. Цену всему этому он знает. Именно дружба, честность и смелость помогли ему выстоять, справиться с той жизнью, которая наступила для него 14 лет назад – 14 октября 1999 года.

– Особый отряд из Москвы попал в засаду в Шелковском районе, надо было его выручать, – вспоминает Михаил. – Там был лес, дубы, которые не могли обхватить три-четыре человека. Ребят вытащили. И погибших, и раненых. Мы выходили из боя, попали еще в одну засаду, отбились и дошли до своих, на передний край. За спасение отряда моя группа была награждена орденами Мужества. А я был представлен к званию «Герой России», но об этом узнал много позже – мотался по госпиталям, другие вопросы передо мной стояли. Мне ампутировали ногу.

Было так: рядом с Михаилом на фугасе подорвалась БМП. Михаил был ранен в ногу. Хоть он и не говорит прямо, но, похоже, он в тот момент считал, что нормальная, полноценная жизнь для него закончилась.

– Когда я лежал раненый на броне и мы попали во вторую засаду, товарищ мой стреляет, чувствую, что тело горит – я весь в ожогах от гильз, которые на меня падают. Ему говорю: «Дружить со мной теперь не будете, на рыбалку теперь не ездить…» Первые такие мысли были. Видно, у меня до этого был такой же склад ума, как у многих, такое же отношение к инвалидам... – признается он.

Жизнь

Потом были госпиталя. В больничной палате он узнал о том, что представлен к званию Героя России. 23 февраля 2000 года Владимир Путин, тогда еще и.о. президента России, вручал Михаилу Звезду Героя.

– Меня оставили в армии, в десанте, – говорит Михаил. – Я начинал командиром разведгруппы, молодым лейтенантом потерял ногу и дошел до начальника разведки полка. Неоднократно принимал участие в операциях, хоть и без ноги. Понятно, что сам по горам не бегал, но разрабатывал и руководил. Немало ребят, получивших серьезные ранения, остаются в частях.

Уйдя в запас, Михаил не снизил активности – стал депутатом в Ставрополе, где сейчас живет, помогает в решении разных проблем таким же, как он.

– Только не надо жалеть ребят с такими травмами. Нужно поддерживать их, не пить с ними, а давать возможность развиваться. Спасибо моим товарищам. 13 лет они помогают мне, и я в свою очередь стал помогать другим. К сожалению, государство наше только подходит к тому, чтобы оказывать помощь в ортопедии. Мы сегодня безнадежно отстали, причем не столько в вопросах технологий – технологии можно купить, но процесс получения протеза крайне забюрократизирован. Купить за деньги какой-то общественной организации – это будет быстрее. А протез для человека, который не имеет руки, ноги, – это новая жизнь. Этот протез становится частью тебя. Я одно время играл в мини-футбол, стоял на воротах. И когда у меня потекло масло из колена, из немецкого протеза, я заплакал. Я настолько к нему привык. Это было как свою ногу сломать, – рассказывает он.

О ВДВ

Хотя с 2004 года он в запасе, однако к делам армейским так или иначе причастен – чем может, помогает ВДВ.

– Воздушно-десантные войска – сегодня это основа престижа Вооруженных сил России. Приходят те люди, у которых есть все возможности отмазать детей от армии, просят взять их сыновей в ВДВ. Объясняешь, что войска воюющие, постоянно в боевой готовности. Все равно просятся, – немного удивленно, но и с гордостью – за ВДВ и за людей – говорит наш земляк. – Сегодня год службы в ВДВ мы рассматриваем как начальную военную подготовку. После этого контрактная служба. Контрактник получает зарплату 30 тысяч рублей. После пяти лет службы он может получить квартиру, и, как правило, только ленивый не получает. Военные городки ВДВ обустроены – спортивные залы, бассейны, катки. Ипотека беспроцентная – по 3 млн. Мы такого в 1990–2000 годах не видели. Престиж службы наша страна поднимает. На гражданке такое заработать сложно.

Признает Михаил: – Человеку 18 лет, он сформирован физически, но немногие его воспитывали. Он не знает, когда у него мама родилась, папа, бабушка и дедушка. Не знает историю своей страны. Не готов говорить о принципах. Не готов подставить плечо товарищу. И все это мы набираем в армию, и уже армия занимается воспитанием мужского населения. Хотя основное воспитание должна все же давать семья. Родителям не надо забывать, что у них есть дети.

Сам он – отец троих детей. Старший, тринадцатилетний Михаил, решил стать чемпионом в настольном теннисе и вот уже три месяца тренируется в Китае. «Жизнь там, как в концлагере…» – посмеивается отец. Средний, Юрий, в свои одиннадцать лет – кадет Президентского кадетского училища. Дочь Александра пока определяется.

– Честно скажу, я вспомнил, что у меня дети есть, когда им было лет по десять, – признается Михаил. – До этого я думал, что они живут с мамой, ходят в школу и все нормально. А потом я понял, что нужно с ними вставать и ходить на зарядку, нужно уделять им внимание – заниматься уроками, ходить в музеи. Может, время должно было наступить?

Такой вот он – Михаил Миненков, герой нашего времени, герой алтайской земли.

Новости партнеров
Фоторепортаж