Свет и краски

12:08, 28 декабря 2013г, Общество 3888


Свет и краски Фото №1

Для тех, кому в длинной череде праздничных дней захочется прекрасного, действует сразу несколько интересных экспозиций. В Художественном музее работает выставка «Чарующий Алтай» – совместный проект с Государственным Русским музеем. В Выставочном зале Союза художников – традиционная зимняя экспозиция, по духу вполне праздничная. А краевая библиотека им. В.Я. Шишкова, постепенно наращивающая выставочную активность, представляет сразу три любопытные фотоэкспозиции, которые будут работать до конца января. Подробности – в нашем обзоре.

Чарующий и виртуальный

Строго говоря, в рамках проекта «Чарующий Алтай» действуют сразу две выставки: одна 19 декабря открылась в Санкт-Петербурге в Михайловском замке и представляет 33 выдающиеся живописные, графические и скульптурные работы мастеров ХХ-ХХI веков, связанные с Алтаем. В начале декабря мы подробно рассказывали о том, как эти жемчужины музейного собрания, в частности, живопись Гуркина и Никулина, графику Надежды Удальцовой, скульптуру Дмитрия Цаплина, отправляли в Северную столицу. А потом сотрудники музея решили, что обделить алтайских зрителей было бы несправедливо, и открыли похожую экспозицию во временном пристанище ГХМАК на улице Горького. На ней представлены «Барнаул. Вечер» Андрея Никулина, «Телецкое озеро» и «Огоньки» Григория Гуркина, а также работы наших современников, посвященные красотам Алтая.

Немаловажно, что все произведения, задействованные в этом большом проекте, снабжены QR-кодами, благодаря которым и петербургские, и алтайские зрители смогут узнать о каждой работе и ее авторе массу интересных подробностей. Будет демонстрироваться и фильм о той экспозиции, которую сейчас имеют возможность увидеть петербуржцы. Впрочем, особо занятые любители искусства скоро смогут посетить эту выставку даже не выходя из дома: на официальном сайте Художественного музея со дня на день запустят видеоэкскурсию «Чарующий Алтай», созданную на средства губернаторского гранта в сфере культуры. Готовность нашего музея осваивать новые способы пропаганды высокого искусства можно только приветствовать, заметим только, что всю эту красоту хотя бы раз нужно обязательно увидеть живьем.

От Парижа до Майорки

Рождественская выставка в Союзе художников называется «Пленэр», хотя к одним лишь натурным пейзажным этюдам все разнообразие представленных на ней работ, к счастью, не сводится: есть и портреты, и натюрморты, и абстрактные философские композиции. Зато представленные этюды в большинстве своем совсем свежие и очень качественные. Здесь можно упомянуть и порывистые, написанные бесстрашным широким мазком «Грибной дождь» и «Розовое утро» Владимира Максименко, и поэтичные пейзажи Ирины Леденёвой («Гроза над Чуей», «После дождя», «Утренний туман за Колыванью»).

Павел Джура представил пейзажи в очень узнаваемом стиле, стихийность которых к тому же усиливало отсутствие багета. Отметим также небольшие яркие и очень обобщенные этюды Александра Гнилицкого и дивные акварели Аркадия Казанцева «Деревенская улочка» и «Утро на Катуни» размером десять на пятнадцать. Хотя по большому счету перечислять удачные пейзажные работы – как масштабные и программные, так и камерные, настроенческие – можно было бы еще долго.

Кроме уже традиционных для рождественских вернисажей поистине открыточных видов Парижа или Праги в этом году в экспозиции во всей красе предстает село Майорка Чарышского района. Дело в том, что в конце лета там устроила пленэр целая группа известных барнаульских художников и фотографов. И вот теперь мы можем увидеть чудесный лист Евгения Скурихина «Майорка. Ферма» (бумага, акварель, белила), этюды маслом Николая Клековкина («Камни у с. Майорка» и «Конюшня. Село Майорка»), работы Валерия Васина. И живо представить себе маленькое село с покосившимися домиками и сараями, заросшее живописным бурьяном и затерянное в горах, которые сквозь пелену дождя и тумана выглядят как призраки.

В экспозиции немало скульптуры, в том числе из металла, и интересной графики, среди которой – путевые карандашные зарисовки Владимира Раменского, рисунки тушью Лидии Селезнёвой, остроумные работы в стилистике лубка Александра Потапова. Молодой автор Иван Быков, недавно принятый в Союз художников, в числе прочего показывает эффектную серию «Алтай сельскохозяйственный» (листы «Доярки», «Урожай» и «Поросята»). Она выполнена в смешанной технике: занудство фотографически точного карандашного рисунка удачно разбавлено локальными цветовыми акцентами. Кстати, к участию в выставке были приглашены не только члены творческого союза, так что на стенах есть работы и совсем юных авторов. Произведения большинства самодеятельных мастеров собраны в самом дальнем отделе выставочного зала.

Художник глазами художника

В библиотеке им. В.Я. Шишкова работают три фотовыставки: вдоль всей лестницы можно увидеть работы Леонида Дикарева (его экспозиция, представляющая в основном пейзажи, называется «Знакомьтесь, мой Алтай»). В выставочном зале библиотеки действует экспозиция Владимира Савченко «Диалог», в которой можно увидеть портреты известных барнаульских художников и репродукции их работ, а в фойе третьего этажа выставлены фотопортреты барнаульских деятелей искусства, сделанные Николаем Синегубовым.

Владимир Савченко, как сказано в аннотации к выставке, задался целью проявить «скрытый процесс создания художником картины, его переживания и поиски». Название его проекта обусловлено способом создания этих черно-белых портретов: художники были сфотографированы в своих мастерских, во время беседы (судя по всему, довольно эмоциональной: чего стоит портрет Юлии Кикоть!). «Все они – большие личности, достающие из недр души своей разные чудеса, но демократизм отношения к съемке был общим», – поделился Владимир Савченко впечатлениями от общения с Александром Андрусенко, Николаем Зайковым, Ларисой Пастушковой и многими другими. Что же касается репродукций их работ, то самая интересная деталь здесь не цветопередача, как можно было бы ожидать, а игра с масштабами. Например, этюд «Дом» Александра Гнилицкого, в реальности имеющий размер 15х23 сантиметра, в репродукции приобрел невиданную монументальность, поскольку его размеры превысили метр по большой стороне.

У Николая Синегубова к портретному фото другой подход: большинство представленных в библиотеке снимков были сделаны во время интервью, презентаций и пресс-конференций. «Меня не должно быть видно. Я действительно люблю, когда человек, которого я фотографирую, говорит с журналистом и, забывая о моем присутствии, постепенно раскрывается, – объясняет принцип своей работы Николай Васильевич. – Для меня очень важно поймать особый поворот головы, особую улыбку, свойственную модели. В конечном счете что самое главное в фотографии? Свет, эмоции и детали».

Фоторепортаж