Осознать, что ты – учитель

Этому может способствовать профессиональное состязание

00:00, 25 января 2014г, Общество 3309


Осознать, что ты – учитель Фото №1

С 27 по 29 января в Барнауле пройдут финальные испытания в номинации «Педагогический дебют» краевого конкурса «Учитель года Алтая-2014». В результате заочного тура, в котором приняли участие
37 учителей из 26 районов и 5 городов края, жюри отобрало десять лучших молодых педагогов, стаж которых не превышает трех лет.

Номинация для молодых

Теперь им предстоит провести открытый урок, представить свой проект «Моя инициатива в образовании» и подготовить публичное выступление. Так вышло, что ровно половина финалистов – учителя русского языка и литературы, есть также два учителя физкультуры и по одному преподавателю математики, информатики и иностранного языка.

Сейчас на сайте краевого института повышения квалификации работников образования (АКИПКРО) размещены презентационные материалы участников, в том числе эссе, из которых можно узнать, как понимают профессию учителя люди, работающие в школе от силы год-два. Конкурсанты вспоминают собственных учителей, повлиявших на их выбор профессии, рассказывают об учениках (самых лучших, умных и одаренных), излагают свое видение роли главных задач современной школы.

С инициативой создания отдельной номинации для молодых учителей в рамках главного краевого профессионального конкурса выступила Ассоциация молодых педагогов Алтайского края. Ее председатель Татьяна Янкина объясняет: в прошлом году в рамках съезда молодых учителей в АКИПКРО проходил семинар, на котором присутствовали представители клуба «Учитель года Алтая». И выяснилось, что когда наши учителя едут на всероссийский этап конкурса «Педагогический дебют», им зачастую не хватает подготовки. До сих пор представители края ездили на всероссийский финал без всякого отбора, по собственной инициативе. Однако с прошлого года участие в конкурсе стало платным, так что учителя могли поехать, только если их участие оплачивает муниципалитет.

– Посовещавшись с членами клуба «Учитель года Алтая», мы предложили Главному управлению образования и молодежной политики провести отбор, победитель которого сможет поехать на финал за счет краевых средств, – рассказывает Татьяна Янкина. – Но смысл создания молодежной номинации в конкурсе «Учитель года Алтая», конечно, не только в этом: любой конкурс профессионального учительского мастерства дает педагогу ценный опыт публичных выступлений, что впоследствии обязательно пригодится в общении с учениками, родителями, коллегами. А еще такие соревнования позволяют человеку повысить свою самооценку и до конца осознать, что он действительно педагог. Для участников, многие из которых работают в школе меньше года, это очень важно.

По словам Татьяны Сергеевны, за три дня финальных испытаний конкурсанты должны будут не только показать, как они владеют методикой (то есть насколько хорошо учились в педагогическом вузе), но и проявить свои творческие и даже артистические стороны.

Сказки на английском

– Предстоящие испытания меня не очень пугают, – говорит Олеся Отмашкина, учитель иностранного языка Правдинской средней школы Первомайского района. – Разумеется, конкурс педагогического мастерства невозможно представить себе без открытого урока в чужом классе, и я к нему готова. Правда, пока не знаю, какой класс мне достанется: наша школа – малокомплектная, в классах не больше пяти человек, а вот на районном конкурсе мне пришлось вести урок уже для двенадцати учеников, что было непривычно.

Олеся Анатольевна окончила Лингвистический институт краевой педакадемии и ведет английский язык со второго по четвертый класс, а немецкий – с пятого по девятый. «Я не сомневалась, идти ли мне в школу: в конце концов, по специальности я именно преподаватель. Я родом из села Березовка Первомайского района, но когда заканчивала учебу, места в родной школе не нашлось, и мне предложили работу в соседнем селе», – рассказывает молодой педагог. Кстати, в школе она еще и исполняет обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и в ее задачи входит помощь молодым специалистам:

– Сложно бывает давать советы коллегам, ведь я сама еще только начинаю работать в школе. Но всегда можно посоветоваться с опытными педагогами, иногда даже звоню в соседние школы, и никто мне пока не отказал в помощи.

– Хорошим знанием иностранного языка у нас мало кто может похвалиться. Что может сделать учитель, чтобы дети осознали важность и полезность этого предмета? – спрашиваем конкурсантку.

– Как и в любом предмете, нужно вызвать интерес, а для этого я стараюсь проводить уроки в необычной форме – игры, экскурсии. У нас в школе есть краеведческий уголок, и материалы о немецких переселенцах помогают повысить важность немецкого языка в глазах детей. Еще у нас есть кружок иностранного языка, где мы, например, ставим сказки.

Гореть, но не выгорать

Учитель математики Антоньевской школы Петропавловского района Александр Скворцов признается, что до краевого финала добраться не рассчитывал. О выборе профессии в его случае говорить не приходится: мама тоже педагог, а главное – ему всегда было интересно работать с детьми.

– Мой стаж работы – два года, веду математику в пятом и восьмом классах. Классное руководство взял только сейчас, у меня пятый класс. Честно скажу, сначала боялся: ответственность очень велика, все-таки это еще маленькие дети, они только перешли из начальной школы и для них все ново.

– Коллеги помогают?

– Думаю, профессиональные советы мне будут нужны до самой пенсии, – смеется Александр. – Для учителя вообще очень важно уметь прислушиваться, перенимать чужой опыт, выделяя в нем самое главное и полезное для себя.

А вот самым неожиданным профессиональным советом, который услышала учитель русского языка и литературы заринской школы № 3 Анна Лапова, стала рекомендация не зацикливаться на одной только работе. Опытные учителя говорили, что важно не теряться для семьи и друзей. Работа душевно затратная, есть опасность эмоционального выгорания, которое часто заставляет молодых педагогов уходить из школы.

Анне, активной участнице всевозможных студенческих конкурсов и конференций, стипендиатке Правительства РФ, публиковавшей свои работы в международных научных сборниках, естественно, предлагали остаться в аспирантуре. А она решила, что для нее куда важнее передавать знания детям.

– У меня учительская семья – бабушка, мама и другие родственники были педагогами. Я родом из Кемеровской области, училась в Алтайской государственной педагогической академии, а вот теперь я в Заринске, и мне тут нравится. Честно говоря, во время учебы даже не думала искать другую работу. На меня сильно повлияли учитель литературы в школе и профессор филологии Галина Петровна Козубовская в педакадемии. Это такие примеры, к которым мечтаешь хотя бы приблизиться!

Анна Николаевна – классный руководитель 6 «А». Дети очень дружные, говорит она. К тому же их первая учительница Елена Петелина несколько лет назад стала «Учителем года» в Заринске, так что участие нового педагога в престижном краевом конкурсе – дополнительный повод для гордости.

– Ваши предметы – русские язык и литература – всегда в центре общественного внимания. Как привить современным «компьютерным» детям любовь к чтению, к языку?

– На этом конкурсе я как раз представляю свой проект по журналистике, – рассказывает Анна. – Мы с ребятами пытаемся разобраться в информационном пространстве. Это миф, что дети сейчас не читают, они читают очень много и все подряд! Им доступна любая информация, потому так важно, чтобы они умели выбирать то, что ценно. Еще я стараюсь привлекать их к литературным конкурсам. Заставить полюбить свой предмет невозможно, но можно показать, как он полезен.

Что касается воспитательных моментов, для Анны это пока самый сложный вопрос: «Мне не хватает опыта, и когда возникают какие-то трудности, я просто пытаюсь вспомнить свои школьные годы и поговорить с детьми как друг, не только как учитель. Но, честно говоря, учить мне пока гораздо легче! Хорошо, что у нас в школе есть программа шефства и наставничества, к тому же педагоги-филологи стараются поддерживать друг друга и к ним можно прийти с любым вопросом.

Фоторепортаж