По порядку привлекательности

00:00, 01 мая 2014г, Общество 3041


По порядку привлекательности Фото №1

На каком месте в национальном инвестиционном рейтинге находится Алтайский край, определят в апреле-мае социологи.

А что это за новая оценочная шкала и зачем она нужна, выясняли на прошлой неделе местные предприниматели, общественники и чиновники.

Несмотря на ограниченность ресурсов и исторически сложившуюся аграрную ориентацию, Алтайский край входит в тридцатку наиболее активно развивающихся регионов России. Даже в условиях общероссийского замедления экономического роста в 2013 году удалось добиться положительной динамики инвестиций, отметил вице-губернатор Михаил Щетинин. Увеличившись за год на 4,2 процента, они составили около 93 млрд. руб. Рост инвестиций в прошлом году наблюдался только в четырех регионах СФО, среди которых Алтайский край занял второе место по темпам роста. За январь-февраль текущего года инвестиции в основной капитал крупных предприятий перевалили за 4 млрд. руб., что вдвое больше показателя соответствующего периода прошлого года.

Краевые власти одними из первых в стране завершили внедрение регионального инвестиционного стандарта в тесном взаимодействии с предпринимательским сообществом. Не случайно Алтайский край включен в число 22 пилотных регионов по формированию национального рейтинга состояния инвестиционного климата. В Сибири в их число попали также Томская область и Красноярский край.

Отметим, что рейтингов уже достаточно много. Их, например, формируют агентства «Рус-Рейтинг», «Эксперт РА». Есть международная шкала Doing Business, по которой Россия занимает 92 место. Но задача национального рейтинга не в том, чтобы как-то соответствовать другой системе оценки, а чтобы выработать собственное понимание состояния бизнеса в регионе и помочь властям разработать план властями по улучшению ситуации, пояснил представитель Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Сибири Илья Воронов.

Этот рейтинг по заданию президента страны разработан АСИ совместно с крупнейшими деловыми объединениями и должен стать еще одним инструментом совершенствования делового климата в регионах и определения четких приоритетов инвестиционной политики. Уже в конце марта на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей были представлены основные принципы рейтинга. Первые результаты опросов АСИ обещает озвучить в конце мая, а инвестиционные решения на основе рейтинга предполагается принимать с начала следующего года.

Рейтинг будет формироваться по 62 параметрам, половина из которых – статистические данные, другая половина формируется на основе социологических опросов экспертов и предпринимателей, которые в течение последних 12 месяцев обращались за тем или иным видом услуг. Эту работу поручили ВЦИОМ.

Социологи будут выяснять качество предоставления госуслуг, эффективность институтов бизнеса, доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса, эффективность поддержки малого предпринимательства.

Чтобы результаты получились объективными, придется по каждой теме, а их всего 12, опросить не менее ста предпринимателей. Возможно, что в нашем регионе и не найдется соответствующего всем требованиям опросного листа бизнесменов. Например, качество процедуры выдачи разрешений на строительство могут оценивать только те, кто собирался возводить дом выше четырех этажей.

На встрече с руководителями деловых сообществ края Илья Воронов попросил обеспечить максимально достоверные результаты:

– Результаты рейтинга будут зависеть не только от правильно заданных вопросов, но и от ваших ответов.

Во второй половине года социологи будут анализировать полученные данные, чтобы понять, насколько можно сопоставлять регионы с разной географией, климатом, специализацией. Так что впереди еще много работы и неясностей.

Например, Михаил Щетинин не понимает, как можно сравнивать промышленную Новосибирскую область и сельскохозяйственный Алтайский край, если разработчики рейтинга ставят вес коэффициентов промышленности выше, чем в сельском хозяйстве.

– Давайте уравняем, тогда мы будем выглядеть достаточно хорошо на общем фоне, – предлагает вице-губернатор.

Не нравится ему и то, что в формировании рейтинга используются удельные показатели на 1000 человек или на 10 тыс. человек, а не на душу населения. Такой подход нас также опускает вниз. И вот как оценить работу властей с учетом специфики регионов и сделать показатели сопоставимыми, никто еще толком не знает.

Но это не главное. Главное, по мнению Михаила Щетинина, – поиск и последующее внедрение самых эффективных региональных практик, способствующих увеличению притока вложений в экономику и социальную сферу субъекта Федерации. При этом вице-губернатор отметил, что вряд ли получится слепо скопировать чужой опыт. Например, Алтайскому краю нельзя повторить опыт Татарстана, потому что эта республика начинала с других стартовых условий и сегодня является безусловным экономическим лидером в стране. Нельзя повторить опыт Калужской области, в которую вкладывали предприниматели Москвы, потому что был период, когда Москва и Московская область были перенасыщены капиталовложениями и инвесторы пошли в соседние области, а не в Сибирь.

Некоторых присутствующих интересовало, стоит ли ждать репрессивных шагов со стороны федеральной власти по результатам исследования. Илья Воронов заверил, что такой цели нет. Гораздо важнее понять, насколько эффективно региональные и муниципальные власти движутся навстречу инвесторам, и помочь им выработать максимально благоприятные условия для дальнейшего движения вперед.

Воронов отметил, что улучшению инвестиционного климата способствует и реализуемая с позапрошлого года «дорожная карта» национальной предпринимательской инициативы. Этот план действий формирует регламенты получения разрешения на строительство, подключение объектов к электроэнергии, регистрации собственности и т.д. Недавно на заседании правительства было объявлено, что из 312 мероприятий «дорожной карты», имеющих сроки исполнения, 183 уже выполнено. Но одно дело – отчитаться, поставить, так сказать, галочку, а другое – добиться, чтобы это реально и ежедневно выполнялось местными и региональными властями, уточнил представитель АСИ.

 

Юрий Матвейко, руководитель Алтайского регионального отделения «Деловая Россия»:

– Я думаю, рейтинг – это документ, который оценит работу 22 субъектов Российской Федерации. И в нем мы наверняка увидим неповоротливость власти и где-то коррупционные проявления, например, при проведении торгов.

Наш регион имеет, в общем-то, неплохие статистические показатели, но проблем еще достаточно. Думаю, что предпринимателям, участвующим в опросе, следует объективно оценивать обстановку в регионе.

Андрей Олишевский, генеральный директор ЗАО «Алтайская ярмарка»:

– Я считаю, что основная задача рейтинга – выявить, как на практике реализуются мероприятия «дорожной карты» национальной предпринимательской инициативы. Это своего рода обратная связь.

Юрий Фриц, председатель правления Алтайского союза предпринимателей:

– Я не против рейтинга, но вряд ли нам надо уповать на приход крупных инвесторов со стороны. Давайте рассчитывать на своих мелких и средних.

Михаил Щетинин, вице-губернатор края:

– Объем иностранных инвестиций – это один из непременных показателей, по которому федеральный центр оценивает регион. Нам от него никуда не деться.

Мы во все крупные иностранные компании, которые могли бы заинтересоваться краем, разослали письма с предложением о сотрудничестве. А вообще, мы готовы поддержать любой бизнес, который готов вложить в экономику края хоть несколько миллионов рублей.

Фоторепортаж