Алтай – пожизненная тема

00:00, 07 июня 2014г, Культура 3353


Алтай – пожизненная тема Фото №1

30 мая в Барнауле состоялась презентация книги фотохудожников Александра Проваторова и Георгия Корченкина.

Фотоальбом «Страна Алтай» – итог многолетней работы барнаульского фотографа и путешественника-экстремала Александра Проваторова и его друга из Ханты-Мансийского автономного округа Георгия Корченкина. Корченкин, к сожалению, в это время находился в Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ), так что Проваторову пришлось отдуваться за двоих.

Познакомились они еще в 1983 году во время учебы в Кемеровском институте культуры, где имелась третья в СССР (после Москвы и Ленинграда) кафедра кинофотомастерства.

– Я, вообще-то, видеооператор, так что Георгий – мой учитель в фотографии, а я – его учитель в туризме, – так о распределении обязанностей в их тандеме сказал Александр Проваторов. Напомним, если кто не знал, что Проваторов – знаменитый спортсмен-водник, первопроходец Карагемского прорыва, путешественник, участвовавший в 2001 году в восхождении на Эверест, один из первых россиян, кто сплавлялся по гималайским рекам.

О том, как соединились в Проваторове две ипостаси – спортсмен-водник и фотограф-экстремал, вспомнил Сергей Боженко, главный архитектор Барнаула.

– Мы занимались с Александром в краевом клубе туристов-водников. Я услышал его фамилию и на слух решил, что это ПрАвоторов – идущий по правой дороге! Это меня восхитило как начинающего литератора. Но когда я узнал, что фамилия ПрОваторов, то подумал: про воду – и тоже восхитился. Нас объединяла общая любовь к путешествиям и приключениям, а впоследствии – и общие могилы. В клубе туристов-водников был, помнится, конкурс на лучшие фотографии из путешествий. И Александр от выставки к выставке превращался в большого художника…

Примечательно, что авторство фотографий в альбоме не подписано – просто на обложке две фамилии, и все. Оба художника словно растворились друг в друге и – в Алтае.

Новосибирский фотограф Владимир Дубровский по этому поводу сказал:

– Проваторов и Корченкин для меня уникальный дуэт. Фотограф обычно волк-одиночка, а тут многолетнее сотворчество не рассорило их. Алтай – это их пожизненная тема. Их работы уже почти научное исследование образа жизни людей в этой тяжелой среде. В Проваторове и Корченкине есть что-то от ученых – системность, методологичность, но это было бы скучно, если бы не было чувства цвета и света. Все сильные стороны фотографии есть в их работах…

Александр Волобуев, который уже и сам мэтр фотографии и с которым Проваторов еще в 17 лет проявлял свои первые фотопленки, не скрывал восторга:

– Оба автора уникальны, но в этом альбоме они думают синхронно – это фантастика. Альбом еще и тем невероятен – я начал считать шедевры и после первого десятка перестал, потому что это были первые десять страниц. Каждый разворот идеально подан. Того, что они поместили в один альбом, обычному фотографу хватило бы на десять альбомов…

Альбом – марафон как во времени, так и в пространстве. Первые из вошедших в него снимков сделаны в 1984 году, последние – в 2013-м. Проваторов и Корченкин снимали в Алтайском крае, Горном Алтае, Казахстане, Монголии и Китае. На одних снимках – сумрачные и величественные горы. На других – монгольские пустыни. Русская метель, а через несколько страниц – песчаная буря. Красные скалы и зеленый лед. Время, остановившееся в жилищах кочевников. Праздники и обряды, в которых ничего не поменялось со времен Чингисхана.

На вопрос, кем бы хотел стать, если бы не был собой, Проваторов без раздумья ответил: «Гагариным» – и это многое в нем разъясняет. Неизведанное и невиданное манило и манит его. Впрочем, главное для него все же не то, что человек видит, а то, что переживает, видя это. Восторг и преклонение перед чудесами мира, которыми могут быть и горы, и реки, и барханы, и маленькая букашка, оставляющая свой след на песке. Проваторов и Корченкин вглядываются в эти чудеса через свои фотоаппараты и дают вглядеться нам.

Особое настроение книги подчеркивается стихами японских поэтов, в том числе хокку. Да, Япония не Алтай, но Алтай в этой книге не столько география, сколько мироощущение, при котором именно хокку с их отвлеченностью, отстраненностью, созерцательностью, с их вроде бы странной логикой, с их неоконченной мыслью уместнее всего.

Посетивший презентацию гость из Индии доктор Пробху сказал:

– Я благодарен Александру за то, что он несет эту красоту всему миру. На санскрите гора – это гордость. И мы гордимся этой природой. Алтай – это алтарь, которому мы поклоняемся…

Поклонимся и мы, живущие на Алтае и от этого, возможно, слишком привыкшие к этой красоте…

Фоторепортаж