ОЛЕНЬЯ СИЛА

ЗА НЕЙ ЕДУТ НА АЛТАЙ РУКОВОДИТЕЛИ САМЫХ ВЫСОКИХ РАНГОВ, НО СРЕДИ ПРОСТОГО ЛЮДА СНАДОБЬЯ ИЗ МАРАЛЬИХ РОЖЕК ПОКА НЕ ПОЛУЧИЛИ ШИРОКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ

00:00, 01 октября 2010г, Общество 2598


ОЛЕНЬЯ СИЛА Фото №1

На прошлой неделе переработчики продукции пантового оленеводства обсуждали с медиками перспективы ее использования в санаторно-курортной практике. Встреча прошла на белокурихинской земле – курортной Мекке Сибири. Год назад похожее мероприятие состоялось в Бийске. И тогда и сейчас участники этого своеобразного рынка называли одни и те же проблемы: разобщенность, невысокий уровень доказательности исследований по применению пантовых препаратов, отсутствие государственной поддержки отрасли. Хотя говорить, что за год ничего не появилось позитивного, тоже нельзя.

Равнение на vip

Сегодня следить за здоровьем не только модно, полезно, но и экономически эффективно. Если каких-нибудь 20 лет назад к больному человеку сослуживцы относились с сочувствием, а начальство – с пониманием, то сегодня, в эпоху развивающегося капитализма, работодатель старается как можно быстрее избавиться от любителей «сидеть по бюллетеню». Да и государство, видимо, не намерено баловать хворых, сокращая соответствующие социальные выплаты. Поэтому народ должен равняться на тех, кого он видит на телеэкранах всегда бодрыми. Как говорят по секрету производители продукции пантового оленеводства, президенты ездят на Алтай, чтобы полежать в целебном «бульоне».

За оленьей силой в Горный Алтай отправляются не только VIP-персоны разного уровня, но и спортсмены – члены различных российских сборных. И люди попроще также стараются поправить здоровье без использования «химии». По мнению профессора Алтайского медуниверситета Бориса Козлова, причины интереса к природным средствам связаны с тупиковой ситуацией в лечении отдельных заболеваний, накопленным негативным опытом применения синтетических лекарств на фоне появления новых перспективных препаратов. Алтайские санатории постепенно берут их в свой арсенал для формирования новых реабилитационных программ.

Борис Козлов говорит, что ученые медуниверситета выявили у исследованных ими препаратов из пантов антиоксидантные, иммуномодулирующие, гипотензивные, дезагрегатные, сидативные и адаптационные свойства. В то же время у препаратов отсутствуют токсический, аллергический и другие побочные эффекты. Их применение позволяет снижать лекарственную терапию. Многообразие препаративных форм (свечи, микроклизмы, средства для ванн, БАДы, продукты питания с направленными свойствами) обеспечивает возможность применения данных веществ в профилактической медицине.

И другие выступавшие на «круглом столе» медики поделились опытом по применению продуктов пантового оленеводства, отметив их многофункциональное положительное воздействие на организм человека.

 

Сдерживающие факторы

Казалось бы, сдерживающих факторов для развития пантолечения на Алтае нет, между тем в системе здравоохранения применение таких препаратов составляет только 0,1 % от общего количества процедур.

Увы, сдерживающие факторы есть, их немало, и они лежат в сфере производства и потребления продукции.

Во-первых, чтобы получить качественное сырье, то есть панты, необходимо стимулировать и контролировать работу мараловодческих хозяйств. При советской власти отрасль была ориентирована на потребности внешнего рынка, при этом закупка молодых оленьих рогов велась централизованно, что позволяло поддерживать качество и высокую цену сырья. Сейчас 90 % алтайских пантов скупают южнокорейские и китайские предприниматели по примерно 200 долларов за килограмм, что в 3-4 раза ниже советских цен. Некогда крепкий бренд – «панты алтайских маралов» – почти потерял свои позиции на внешнем рынке. Этому способствует не только отсутствие единой сбытовой сети, но и заявления конкурентов из Канады о том, что у алтайского марала схожая ДНК с их заокеанским сородичем.

Мараловодство при нынешней схеме реализации сырья убыточно, говорят эксперты, и ведет к деградации этой животноводческой отрасли.

- Мне доподлинно известно, что в прошедшую зиму владельцы мараловодческих хозяйств вели забой поголовья из-за нехватки кормов, - констатирует Петр Свиридов, директор группы компаний «Алтамар».

- Я был нынешней зимой в одном из хозяйств Солонешенского района, маралы стоят некормленые, прививки им никто не делает. О какой биологической активности их продукции в таких условиях можно говорить? – задает риторический вопрос Сергей Кудрявский, завкафедрой восстановительной медицины АГМУ.

По данным, озвученным на «круглом столе», прошлая зимовка унесла 12 % поголовья олений в Алтайском крае и 18 % - в Республике Алтай.

- Еще несколько таких суровых зим, и мы потеряем 90 % маралов, - считает Петр Свиридов.

Другой пласт проблем лежит в сфере применения продукции мараловодства.

Одну из важнейших озвучил Борис Козлов: не устранены противоречия в методиках по показанию и противопоказанию применения пантовых препаратов; далеко не всегда они научно обоснованы; зачастую производители не могут предоставить регистрационные документы.

Некоторых наиболее щепетильных потребителей смущает, что научные исследования проводятся по инициативе и на деньги производителей пантовых препаратов. А значит, мол, положительный результат запрограммирован. Все это снижает доверие к таким снадобьям.

Ученый считает, что необходима более высокая степень доказательности проводимых исследований: подняться с нынешнего уровня «С» на уровень «В», означающий, что вещество рекомендовано для лечения официальной медициной.

Справедливости ради отметим первые шаги в этом направлении: за год созданы две медицинские технологии с применением продуктов мараловодства. В начале следующего года будет зарегистрирована как минимум еще одна, пообещал коллегам Николай Фролов, руководитель группы компаний «Пантопроект».

Алтайским биофармацевтическим кластером совместно с управлением пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности края подготовлена региональная программа по развитию и комплексной переработке продуктов пантового оленеводства на 2011-2015 годы. Предполагается, что до конца текущего года документ будет утвержден краевыми депутатами. Объем финансирования предусмотренных в программе мероприятий составляет 250 млн. руб. Правда, по мнению Петра Свиридова, это смешные деньги, если учесть, что только полтора миллиона выделит федеральный бюджет, остальное – кредитные ресурсы.

- Это провальная программа, и толку от нее не будет, - заявил директор ГК «Алтамар».

 

Нам бы объединиться

А что же он предлагает сам? Например, найти в краевом бюджете 90 млн. рублей, чтобы скупить панты у тех, кто продает их по дешевке корейцам. Таким образом, считает переработчик, можно добиться качества и поддержать умирающие мараловодческие хозяйства. Петр Свиридов также призвал на краевом уровне заняться вопросом снижения цен на авиаперелеты.

- Почему билет из Москвы в Барнаул стоит семь тысяч рублей, а обратно восемнадцать? - недоумевал руководитель ГК «Алтамар». Он считает, что приемлемые цены смогут переориентировать столичных туристов с теплых мест отдыха (Черноморское побережье, Западная Европа) на экзотические – Алтай. При этом следует позиционировать край как территорию оздоровительного туризма, что в сочетании с активным («рюкзачным») может удвоить турпоток. А применение продукции пантового оленеводства должно стать своеобразной изю-минкой, добавляет Борис Козлов.

А если к процессу активно подключатся алтайские санатории, то успех не за горами.

Без участия санаторно-курортной системы нам не сформировать отечественный рынок, уверен Николай Фролов, поскольку она обладает мощным маркетинговым потенциалом. Но чтобы попасть в ее лоно, нужно добиться высокого качества продукции.

Соответственно, следует создать общую программу научных исследований, реализацию которой поручить АГМУ. Производители же препаратов готовы взять на себя часть ее финансирования.

Сергей Кудрявский в свою очередь предложил создать при мед-университете постоянно действующую комиссию по восстановительной медицине и учебный центр.

Открытие же центров пантолечения, которые администрация края предусматривала своим постановлением от 28 декабря 2007 года, на сегодняшний день невозможно из-за правовых коллизий, уточнил Кудрявский. Если их будут открывать, то как центры бальнеотерапии и массажа. Впрочем, от вывески суть не меняется. Алтайские производители пантовых препаратов сейчас создают SPA-салоны в различных городах страны, в которых собираются пользовать клиентов снадобьями из маральих рожек.

И все же главное, чего не хватает участникам пантового рынка, – это единства. Все участники «круглого стола» к нему призывали и предлагали различные формы объединения усилий: от обучающих семинаров и всероссийских конференций до постоянно действующего совета, координирующего вопросы производства, сертификации, стандартизации и продвижения на рынок.

А может, не следует изобретать велосипед, а взять на вооружение опробованный во многих отраслях механизм взаимодействия предприятий – саморегулируемая организация? Но в любом случае для поступательного развития отрасли надо избежать рывков и революций, резюмировал Николай Фролов, надо набраться терпения и работать.

Справка «АП»
В Алтайском крае 34 мараловодческих хозяйства, в Республике Алтай – 132. На начало 2010 года в крае насчитывалось 23 тыс. маралов, в РА – 56 тыс. Производство пантов в Алтайском крае составляет около 60 тонн в год, большая часть уходит на экспорт, остальное перерабатывают 15 предприятий (6 – в Барнауле, 9 – в Бийске), производя более 60 наименований пантовой продукции.

Результаты лечения

Александр Зайцев, директор Томского НИИ курортологии и физиотерапии:

- Институтом проведена серьезная работа по пантогематогену, разработана технология средства для принятия ванн, электрофореза, микроклизм. Проведены испытания этого препарата на больных остеохондрозом, вегетососудистой дистанией, заболеваний половой сферы. Выявлены антиоксидантные, иммуномодулирующие свойства. Получены патенты на каждую нозологическую форму.

Исследовали ультрадисперсный порошок из пантов – «Лиопан» для заболеваний мужской половой сферы и опорно-двигательного аппарата. Результаты также оптимистичные, подтверждены клиническими и биохимическими исследованиями.

Массажный крем «Пантогель» использовали пациенты с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Применение препарата хорошо переносится больными остеоартрозом, повышает адаптационные возможности организма, улучшается клеточный иммунитет и такой интегральный показатель, как уровень здоровья.

Исследовали мини-сауну «Кедровая бочка» с пантовым сырьем. В результате мы рекомендовали это устройство в практику санаторно-курортного и амбулаторного лечения.

Борис Козлов, профессор АГМУ:

- После лечебно-оздоровительных программ с применением препарата «Маранол» для работников Алтайского банка Сбербанка России и Алтайского отделения Россельхозбанка мы обследовали 357 человек, целесообразность применения препарата очевидна.

Андрей Подорогин, заведующий бальнеотерапевтическим отделением санатория «Россия»:

- У санатория семилетний опыт работы с препаратами пантового мараловодства. За это время пролечено почти 13 тысяч отдыхающих. Они получали пантовые ванны и микроклизмы. Улучшение наблюдалось примерно в 80% случаев, неблагоприятные реакции выявлены только у 12 человек.

Фоторепортаж