Золотая осень Беллы

00:00, 21 января 2011г, Общество 3935


Золотая осень Беллы Фото №1

Белла Розенблат – вузовский преподаватель математики, кандидат наук, приехала из Израиля в Рубцовск по краевой программе переселения соотечественников в сентябре прошлого года. Долгому и теплому предзимью искренне радовалась, снег выпал только в декабре. Каждый день любовалась, как одеваются в золото и багрянец деревья во дворах и на городских аллеях, восхищенно делясь с новыми знакомыми: «Я так давно не видела золотой осени!»

Неожиданное решение

Она вообще производит впечатление неунывающего человека, готового преобразовывать окружающее общество и даже мир и имеющего для этого необходимые рецепты.

- Как себя ощущаете на новом месте? Тяжело было переезжать в незнакомые места? – спрашиваю.

- Все хорошо. Последние шесть лет в Израиле я изучала учение о живой этике, очень увлеклась идеями и философией Елены и Николая Рерихов и поняла, что все в нашей жизни не случайно, а испытания, которые нам выпадают, надо проходить с честью.

- Белла Владимировна, где вы родились?

- В городе Свердловске, в середине пятидесятых годов. Окончила с золотой медалью школу, а также – музыкальную, играю на пианино. В Уральском университете получила специальность математика. Затем защитила кандидатскую диссертацию в Москве («Математическая логика, алгебра, теория чисел»), преподавала в вузе. Мама – Вера Яковлевна – музыкант, композитор, 32 года преподавала в Свердловском музучилище. Со времен войны писала романсы на слова Алексея Суркова. Сейчас ей 81 год. Папа – Владимир Розенблат – ушел из жизни десять лет назад. Он был врачом-физиологом, доктором медицинских наук, профессором. У меня есть дочь Анна и младший брат Александр. Мы переехали в Израиль в апреле 1990 года.

- Вы заранее это планировали или что-то подтолкнуло к такому решению?

- Никогда не думали покидать Советский Союз, но к 1989 году почувствовали, что страна движется к хаосу и непонятно, чего ожидать. У нас в Свердловске стали циркулировать слухи о том, что будут еврейские погромы. Стало страшно. Однажды ночью на лестничной площадке послышались голоса пьяной компании. В дверь громко застучали, и женский голос потребовал: «Открывайте!» Брат подошел и сказал: «Ребята, если будете ломиться, станем стрелять через дверь». Хотя никакого оружия в квартире не было. Компания ушла. Наверное, просто ошиблись дверью, но мы решили не искушать судьбу и выехали из страны. Сегодня у брата Александра своя семья, работает музыкантом. Мама получает пособие, которое положено старикам, не заработавшим пенсию. Оно небольшое. Поэтому она живет в гостинице для лиц пенсионного возраста и одиноких эмигрантов. Это одна комната, но со всеми удобствами.

Когда в Иерусалиме бывают англоязычные туристы, их приводят на экскурсию в «дом стариков», и музыкант из России исполняет для них на пианино советские песни военных лет, несет русскую культуру молодым американцам.

В министерстве абсорбции, призванном внедрять в общество новых эмигрантов, Белле сказали: «Если найдется работодатель, который возьмет вас по вашей академической специальности, то в течение трех лет мы будем возвращать ему четыре пятых от установленной зарплаты». Сначала это был открытый университет Израиля, потом университет Бен Гуриона. Правда, ее брали внештатным преподавателем. Платили не много, но на житье хватало.

 

В Кнессет за справедливостью

Первые годы семья Розенблат была в полной эйфории. Безоблачное синее небо, яркое солнце, пальмы, красные крыши домов. Отношение людей друг к другу мягкое, особенно к детям. Стандартное обращение учителя к ученику «хомуд», на иврите – «лапушка, хороший», или «мотек» – «сладенький». Когда в Рубцовске по привычке Белла обращалась к ученику: «лапушка», у всего класса глаза округлялись. Наши учителя с ними более сдержанны, не дают расслабляться.

Но когда я спросила, что ей на новой родине, в Израиле, не понравилось, неожиданно услышала:

- Фактическое рабство. 12 лет без отпусков я напряженно работала внештатным преподавателем в университете по специальности «Математика и компьютеры». За эти годы прочла студентам 24 различных курса. Причем тему мне называли за месяц до начала семестра. Это каждый раз стресс и большая нервная нагрузка. Дополнительных денег за это не получала. После такой гонки штатному преподавателю положен «шабатон» – два года оплачиваемого отпуска, которые он использует для учебы, чтобы повысить квалификацию. Мне тоже нельзя стоять на месте. Подала ректору заявление на шабатон, но мне отказали.

Понимала, что хоть и работаю без отдыха, но не могу дочке дать высшее образование. Оно там только платное, моего заработка на это не хватает, а силы уходят. Дочь Аня окончила школу с отличными успехами в английском, отслужила в армии, а теперь, не имея профессии, не может найти достойно оплачиваемую работу

И тогда я решила отстаивать свои права, создав в университете профсоюз внештатных преподавателей. Опубликовала статьи в русскоязычных газетах Израиля. Идея витала в воздухе, и внештатные преподаватели всех семи университетов страны объедились в один профсоюз. В течение восьми месяцев в 2008 году мы вели переговоры об изменении условий труда внештатников. Мне даже довелось выступать в Кнессете на заседании комиссии по образованию, культуре и спорту как преподавателю, пострадавшему от условий труда. Все остальные коллеги не хотели публично жаловаться, поскольку боялись потерять работу.

- Что такое внештатный преподаватель?

- Он получает в два раза меньше штатного. С ним заключается договор только на четыре или восемь месяцев. Человек все время находится в подвешенном состоянии. Отпуска нет, повышение квалификации не положено. В июне заканчивается контракт, а в июле начинаются экзамены, и, конечно, мы не уходим из университета. Так проходит лето, а потом с нами заключается новый контракт. Сейчас эти условия изменены, мы победили.

- А на каком языке вы преподавали?

– На иврите. Конечно, я его не знала, в Свердловске негде было учить. Приехав в Израиль, наша семья совершила маленький подвиг, выучив язык, даже мама, которой шел 62-й год.

- Начать говорить на иврите – это еще туда-сюда, но замысловатые буквы и написание справа налево...

- А вот освоила, хотя, действительно, трудно. Но потом мне пришлось выучить и английский язык. В 2002 году меня пригласил преподавать один американский университет. Поработала семестр, предложили второй. Однако для дочери там не было никакой возможности ни для учебы, ни для работы. Была еще попытка устроиться в Канаде. Сдала экзамены по английскому, получила статус постоянного жителя. В марте 2007 года нашла работу. И тут выяснилось, что дочку туда я взять не могу, а мать – только на свое содержание в течение десяти лет. Я поняла, что Америка, Канада и другие англоязычные страны проводят дискриминационную иммиграционную политику. Если берут работника, то отсекают его родителей и детей. Без мамы и дочки оставаться не хотела, вернулась обратно. Считаю, что у Анечки нет никаких перспектив в Израиле и мне там больше делать нечего. Профсоюз я уже создала, назад в университет не хочу, ибо сказано в Библии: «Не возвращайтесь в дом рабства своего».

 

Назад в Россию

– И тут мне встретилась одна женщина, тоже из Свердловска, которая спросила: «Может быть, тебе в Россию поехать?» У меня самой раньше такая мысль возникала. Не вернуться ли домой? Елена и Николай Рерихи верили, что новая цивилизация начнется на Алтае. Когда в апреле я обратилась в посольство РФ в Тель-Авиве, Алтайский край в программе переселения соотечественников еще не значился. Но «открылся» недели через две, и мне моментально об этом сообщили. Так решилась моя судьба.

Переезд в Россию – это целая история. Во-первых, Белла не успела предупредить миграционную службу о времени приезда, и ее никто в Барнауле не встречал. Во-вторых, за перегруз багажа, провозимого в самолете, ей пришлось отдать большую часть имеющихся в наличии денег. В-третьих, она не догадалась поменять шекели на рубли, и у нее нечем было заплатить даже за проезд в автобусе из аэропорта в город или сделать звонок по местному телефону. Выручили отзывчивые барнаульцы. Когда на рейсовом автобусе она прибыла в Рубцовск, ее встретила уже целая делегация с большим букетом гладиолусов: поселили в общежитии, проводили в продуктовый магазин, оставили свои телефоны для связи. Сотрудник миграционной службы Павел Чанцов сразу принес в ее комнату чайник, обогреватель и потом три дня возил по разным организациям, пока Белла улаживала свои дела.

- Он отнесся ко мне как к родственнице. Такого даже в Израиле не было, там приезжие сами бегают по всем инстанциям. Когда заехали с ним в банк открывать счет, к Павлу Валерьевичу с объятиями бросился первый переселенец из Киргизии, который работает на руднике. Сказал, что у него все хорошо, вот жена приехала.

Белла Владимировна не устает благодарить людей, которые хоть чем-то помогли ей на новом месте. Она помнит не только фамилии, но и имена-отчества учителей, сотрудников миграционной службы, работников общежития...

Как складывается ее судьба на новом месте?

 

Ученики не хотели отпускать

Розенблат взяли на работу в коррекционный класс школы N 13, куда ее пригласила директор Светлана Суверова. Правда, она приехала 2 сентября, когда все часы по математике были распределены. Но учитель Татьяна Архипова отдала ей часть своих, весь материал и даже нужный учебник. Она опекала Беллу, другие тоже старались помочь. С чем столкнулся педагог, никогда не работавший в школе? Здесь иная обстановка, требующая умения держать дисциплину.

- В классе коррекции очень интересные дети, они полюбили меня, а я их, – чуть нараспев рассказывает Белла своим учительским голосом. – Коллеги мне говорили, что главное – их переломить. Но делать этого не хотелось. Они не вписываются в обычные рамки, каждый из них потенциальный лидер, но не признанный, поэтому, собравшись вместе в одном классе, дети стараются доказать другим свое превосходство. Они раскованные, очень эмоциональные. Ставила им оценки только за знания, а не за поведение. Однажды на продленке должны были переписывать контрольную. Один из лучших моих учеников по математике Женя заявил: «Тогда не смогу домашнее задание выполнить». Я подумала, что он прав, и пошла к завучу просить повторную контрольную провести не во второй половине дня, когда дети уже устанут после шести уроков, а на основном уроке.

Белла прямо сказала своим ученикам: «Каждый из вас – лидер, сейчас вам трудно, в классе вы все на равных, когда станете взрослыми и организуете свое дело, люди будут вас слушаться. А сейчас постарайтесь сдерживать свои эмоции, учитесь управлять собой». Педагог признается, что на ее уроках часто было шумно, но стоило появиться, например, завучу Лидии Антошиной и произнести два слова, класс утихомиривался.

И в какой-то момент Белла окончательно поняла, что не подходит для этой работы, и решила уйти. Директор школы расстроилась. Ученики не хотели ее отпускать: «Белла Владимировна, не уходите!» – и обещали запереть двери. На прощание она им сказала: «Не всякий ученый может быть школьным учителем. Вот вам еще один урок. Если человек чувствует себя не на своем месте, он должен уйти, даже если все окружающие просят его остаться». Сегодня она преподает в Рубцовске компьютерное программирование студентам.

- Соотечественникам, возвращающимся в наш край по программе, положена материальная поддержка в 60 тысяч рублей, вы ее получили?

- Только через три месяца, поэтому первое время жила почти без денег, а потом обратилась за помощью к родным в Израиль. А эти 60 тысяч отправила им, чтобы расплатились с долгами. Ведь на билет в Россию я тоже занимала.

 

На новом месте

Уехав 20 лет назад из Союза, Белла вернулась в другую страну. Окунувшись в российскую жизнь, привыкшая мыслить конструктивно, она уже сформулировала ряд предложений, касающихся положения педагогов. Например, государству можно было бы перенять опыт Израиля, на первых порах компенсируя работодателям часть заработка приезжающих педагогов. Кстати, эта стипендия там чуть выше принятой минимальной зарплаты, но существенно выше прожиточного минимума.

С математической дотошностью Белла подсчитала: «Если педагог с 30-летним стажем будет работать только на ставку, он получит меньше прожиточного минимума. Я думаю, поэтому в глубинке и не хватает учителей. При подушевом финансировании если в классе коррекции только девять учеников, а мне не зачли 21 год вузовского педагогического стажа, почти не на что рассчитывать. При ставке два рубля за ребенка в час мой урок стоил 18 рублей. При шести уроках в неделю, плюс контрольные и ежедневная проверка домашнего задания, за месяц набегает зарплата в 500 рублей.

Считаю, что независимо от того, сколько детей в классе, должен быть установлен минимальный уровень заработной платы, который педагог гарантированно получит. Если недельная ставка – 18 часов, а в месяц – 72, то минимальный прожиточный минимум 4300 рублей нужно поделить на последнее число. Тогда бы мой час стоил не 18 рублей, а около 60.

Наши педагоги не слишком вникают в существующие законы и инструкции. Мне удалось разыскать брошюру 2008 года, в которой сказано, что если в образовательном учреждении есть классы коррекции, то фонд заработной платы всей школы увеличивается в 2,5 раза. Но к конкретному учителю, работающему с такими детьми, это почему-то не относится, его зарплата увеличивается всего в 1,2 раза. А степень кандидата наук, независимо от педагогического стажа по специальности, дает право на 10- процентную прибавку к заработной плате. Есть коэффициент за стаж работы в вузе.

Белла удивлена, что многие не знают и не стремятся знать свои права, не учатся вникать в существующее законодательство.

О чем мечтает она, вернувшись в Россию? Жить здесь вместе с дочерью, которая смогла бы получить на Родине высшее образование и профессию. Восстановить маме заработанную пенсию, которой та лишилась, выезжая в Израиль. В 2002 году Вера Яковлевна обращалась в Российское посольство с заявлением о возвращении ей гражданства. Но пока оно рассматривалось, вышел указ, что упрощенным способом этого сделать уже нельзя. Теперь она должна прожить в России год, а потом снова подать заявление.

Деятельная Белла не ждет у моря погоды, всегда ищет выход из ситуации. В Рубцовске она уже приобрела немало знакомых. А для души у нее общение в Рериховском обществе, где Розенблат прочла уже несколько лекций. О нем она узнала по Интернету еще в Израиле. Его активисты сами ее нашли. Причем Белла склонна считать это провидением:

- Вечером я сидела в своей комнате и вдруг увидела из окна во дворе соседней школы огонь в большом мусорном баке. Чтобы не допустить пожара, спустилась на первый этаж сказать об этом вахтеру. А там стоят три женщины. Дежурная говорит: «Белла Владимировна, они рвутся к вам, а я не могу их пропустить». Выходит, огонь (Агни) вызвал меня к этим людям (основополагающее учение последователей Рериха называется Агни-Йога. – Л.Е.). Когда они сказали, что из Рериховского общества, мы обнялись как родные.

г. Рубцовск.

Новости партнеров
Фоторепортаж