Реальная помощь виртуальной службы

В центральной библиотеке Рубцовска осуществляется уникальный для региона проект «Спроси об Алтае»

00:00, 08 апреля 2011г, Общество 2020


Реальная помощь виртуальной службы Фото №1

До недавнего времени, чтобы найти ответ на интересующий вопрос, мы снимали с полки энциклопедию или направлялись в библиотеку. С распространением Интернета эта проблема упростилась: достаточно ввести искомые слова в поисковую систему и, пожалуйста, вываливается то, что можно считать ответами. Источником знаний для многих стала Всемирная паутина.

Первыми забили тревогу библиотекари: люди стали меньше читать, даже традиционные книгочеи, не говоря уже о молодежи.

Кое-где поспешили закрыть библиотеки, а кое-кто вообще предрекает бесследное исчезновение из человеческого обихода многостраничного предмета, пахнущего типографской краской.

Думается, они поспешили…

В центральной библиотеке Рубцовска, например, не ограничились констатацией грустного явления, а подошли к решению этой проблемы творчески, креативно, современно. У людей интерес к жизни никогда не угаснет, их так же интересуют большие и маленькие вопросы. А ответы многим удобнее получать в уютном кресле у компьютера, чем в читальном зале. И даже самому продвинутому компьютерщику нередко требуется помощь специалиста. Не по «железу», а по заинтересовавшему вопросу из истории, или сегодняшней жизни края, либо из каких-то иных областей знаний.

Эврика!

Нина Фоминых, еще будучи директором библиотечной информационной системы Рубцовска (теперь она работает там же заместителем), как-то в Москве познакомилась с Ириной Михновой, директором централизованной библиотечной системы столицы, задумавшей создать первую виртуальную справочную службу. Теперь она уже существует, а тогда только-только вырисовывалась. Итогом стали договор о сотрудничестве и поездка в столицу рубцовского библиографа Ирины Павловской для обучения навыкам оператора первой виртуальной справочной службы (сайт http://www.library.ru/help), где любой человек может задать любой вопрос.

Вот из этого сотрудничества неожиданно вырос и рубцовский проект «Спроси об Алтае» (http://www.bibl.rubtsovsk.ru).

Первые намётки к системному сбору сведений о малой родине у сотрудников центральной библиотеки степного города возникли в ходе подготовки энциклопедии «Рубцовск» в 2007 году, когда пришлось искать ответы на многие вопросы.

Как вспоминает Нина Фоминых, инициаторами проекта стали библиографы Елена Кайгородова, Ирина Павловская и Татьяна Хашина, которые решили не замыкаться только поиском сведений о Рубцовске, а стали собирать самую разнообразную информацию об Алтайском крае и предложили создать собственную виртуальную справочную службу. Вскоре был подготовлен проект, который в 2008 году получил грант Алтайского края в сфере культуры.

Естественно, у коллег из других библиотек и чиновников от культуры возникли вопросы: «Зачем вам это надо?» Рубцовчане скромно отвечали, что сами хотят лучше узнать край и помогать в этом землякам.

Выделенные средства стали подспорьем для установки необходимого программного обеспечения. Московская компания предлагала сделать это за 50 тысяч рублей, но ЗАО «Рубцовск» произвело работы за 20 тысяч. В последующие годы также удавалось развивать проект за счет средств грантов. Кстати, у виртуальной рубцовской справочной службы «Спроси об Алтае» по сей день так и не появилось конкурентов в крае.

Общедоступно и бесплатно

Главная задача, которую поставили перед собой библиографы, – обеспечение более полного, качественного и эффективного доступа к информации об Алтайском крае. Особенно краеведческого свойства. На вопросы универсального характера можно получить ответы в других виртуальных службах.

Инициаторы проекта сосредоточились на объективном интересе жителей страны к Алтайскому краю, его истории и современному состоянию экономики, социальной и культурной сфер.

Постарались сполна использовать краеведческие ресурсы библиотеки, собственные базы данных, творческие связи с коллегами и единомышленниками из других городов и районов края.

Принципы работы справочной службы «Спроси об Алтае» демократичны: oбщедоступность и бесплатность для всех пользователей. Опытные библиографы Ирина Павловская, Татьяна Хашина, Елена Кайгородова, Тамара Вердиева и другие выполняют запросы всех зарегистрированных посетителей сайта, обратившихся к ним, независимо от возраста, уровня образования и места проживания.

Но есть несколько ограничений: ежедневно, кроме выходных, здесь отвечают только на три краеведческих вопроса. Ведь с работников библиотеки никто не снимал их прямых обязанностей по работе с читателями. И если кто-то просит информацию о конкретных людях и семьях, рекомендуют обращаться с запросом в управление федеральной миграционной службы России по Алтайскому краю (http://www.fms-altay.ru/poisk_cheloveka.html). Или – в Интернет-приемную администрации Алтайского края (http://www.altairegion22.ru/public_reception/), в библиотеки, архивы и музеи края, а также на их сайты.

Частенько приходится звонить в городские, районные библиотеки и музеи. Рубцовчане просили поблагодарить сотрудников краеведческого музея и архива Рубцовска, Заринского межпоселенческого и барнаульского музея «Город», директора Змеиногорского музея развития горного производства Валентину Смирнову и многих других неравнодушных к истории края специалистов за партнерскую помощь.

Проект рубцовской библиотеки - новый шаг в обеспечении населения краеведческой информацией, в популяризации знаний об Алтайском крае, в расширении культурного пространства региона. Причем кропотливую работу сотрудники информационно-библиографического отдела выполняют за совсем небольшие деньги. «Зато, - шутят, - почти ежедневно делаем и для себя маленькие открытия».

Вначале было слово…

Бывает, что в справочной службе за день находят ответы на все поступившие вопросы, а случается, ищут их неделями. Особенно радует библиографов, что среди абонентов немало людей, которые интересуются историей. В первую очередь прошлым населенных пунктов: когда возникли, сколько было жителей, дворов, лошадей, сельхозинвентаря…

Типичный запрос выглядит так: расскажите об истории такой-то деревни: год ее образования, первые поселенцы и так далее. В ответе предоставляются конкретные сведения и указываются статьи, книги и другие источники по данному вопросу. Например, на вопрос о том, где и какие существовали мельницы до революции в Ребрихинском районе, ответили, что по Списку населенных мест Томской губернии за 1911 год таковые были: в Ребрихе и Подстепном - паровые мукомольные мельницы; в Пановском – две водяные и пять ветряных мельниц; в Беловском – восемь ветряных и паровая мельница; в Рожнёв Логе – 11 ветряных мельниц.

Как-то поступил вопрос из Москвы: «На несколько дней приезжаю в Барнаул. Что бы вы посоветовали посмотреть?» В таких случаях помогают не только интуиция и справочники, но и обращения в туристические компании. Подчас пишут в справочную службу потенциальные мигранты: если мы переедем на Алтай – куда лучше? Каковы условия жизни? Как приобрести жилье? Растут ли яблони в крае? Какова урожайность тех или иных культур? Поневоле приходится быть «специалистами» в миграционной политике, растениеводстве, садоводстве, туризме. Люди также интересуются, какова стоимость мест в гостиницах края? Где провести отпуск на Алтае? Можно ли взять автомобиль напрокат?

Нередко интересуются историей предприятий, учреждений и организаций, которые существовали давным-давно. Подчас люди не умеют или не желают прилагать самостоятельных усилий для поисков информации. Случается, в службу обращаются студенты и аспиранты, которым срочно потребовались какие-то данные для реферата или диссертации.

В этом году сотрудники центральной городской библиотеки Рубцовска взялись еще за один непростой, но социально важный проект – бесплатное обучение инвалидов и безработных навыкам работы на компьютере и в Интернете. Дается это трудно, хотелось бы еще закупить компьютеров и программное обеспечение к ним, чтобы расширить число обучающихся, но средств нет.

Но и без этого библиографы ежедневно привычно роются в справочниках и энциклопедиях, чтобы найти и передать полезные знания и сведения для тех, кто обратился за помощью.

Справка «АП»
За два с половиной года работы службы «Спроси об Алтае»:
зарегистрировано 1910 пользователей;
осуществлено 10,8 тысячи посещений;
задан 1261 вопрос.
В том числе из Казахстана (53), Германии (21), Австралии (15).
Среди пользователей службы «Спроси об Алтае» немало граждан из-за пределов края: Москвы (54), Санкт-Петербурга (34), а также Белгорода, Брянска, Владимира, Воронежа… Но большинство абонентов службы «Спроси об Алтае», конечно, земляки. Самые активные – рубцовчане (315), барнаульцы (354), а также жители Бийска, Алейска, других городов и районов края.

Фоторепортаж