«Значит, нужные книги я в детстве читал…»

27 мая - Всероссийский день библиотек

00:00, 26 мая 2011г, Культура 1836


«Значит, нужные книги я в детстве читал…» Фото №1

Сегодня библиотекарь - не самая престижная и перспективная профессия. Судя по тому, что ни в Алтайской академии культуры и искусств, ни в колледже специалистов с таким названием больше не готовят, библиотекам недолго осталось существовать в их сегодняшнем, классическом облике.

На бывшем библиотечном факультете академии готовят сегодня технологов и менеджеров информационных ресурсов, референтов-аналитиков.

Аптеки для души

Кто же работает в наших библиотеках сегодня? И вообще, как они живут в жесткие постсоциалистические времена?

О том, что еще не все библиотеки у нас закрылись, я узнала по самой прозаической причине. Из-за болезни пришлось уйти с работы, и денег на книги не стало хватать. Особых иллюзий насчет ближайшей к дому библиотеки № 17 я не питала – перестроечные годы не пощадили явно убыточные «очаги культуры».

Но меня удивило здесь другое. Оказалось, что люди ходят сюда, и довольно активно. Посетители есть всегда, причем заметно, что чувствуют они себя вполне комфортно. Оживленно общаются с дамами из библиотеки, и разговор идет вполне семейный – о детях, о болячках, отношениях с родней. Забегая вперед, скажу, что тоже подружилась со временем с теми, кто работает в библиотеке семейного чтения. Так обозначают официально специализацию 17-го филиала Барнаульской ЦБС. Именно так, по-семейному, они и подходят к своим читателям. Устраивают выставки их вышивок-вязаний, собирают то на блины, то на чай.

Не секрет, что в библиотеку сегодня ходят по большей части те, кого еще при советской власти приучили к чтению. Без книжек они просто не могут жить. Это люди не очень молодые и не очень здоровые, живущие на скромную пенсию. Зато очень одинокие. Книги для них очень часто – единственная отдушина. Да тут еще и встречают как родного, в трудную минуту дадут совет, продиктуют спасительный телефон, подсунут нужную книгу. В общем, библиотека сегодня -это еще и возможность общения, и поддержка, и клуб по интересам.

«Мы думали, что никому уже не нужны, - как-то сказала на очередных посиделках в библиотеке пожилая читательница. - Если бы не вы, хоть ложись да помирай». Библиотекарь Светлана Тимченко помнит эти слова не случайно. В них оправдание ее труда, ее выбора. Вообще-то она - человек довольно сдержанный – утирать слезы и прижимать к груди явно не станет. Выходит, располагает к себе тем искренним и умным вниманием, сочувствием, с которым слушает человека, говорит с ним.

Невероятно, но Светлана помнит про каждого из нас – кто что любит читать, о какой книжке мечтательно говорил прошлый раз.

Со мной она не раз проделывала такой трюк. Просто выкладывала на кафедру 5-6 новых книжек. И ни разу не ошиблась. Так что ее вкусу я доверяю теперь целиком и полностью. Как и коллеги, Светлана очень много читает – покупает книги в магазине, берет у себя и в других библиотеках, у друзей, следит за новинками в электронных библиотеках.

Но главным при этом в своей работе она все-таки считает общение с людьми. Люди и книги – это ее формула счастья. У Светланы и в дипломе написано через черточку, что она и библиотекарь, и социальный работник.

В коллективе семнадцатой библиотеки дружеские, почти семейные отношения. Люди здесь работают подолгу. Одна из «долгожителей» - Надежа Чугунцова. Вот кто может выплеснуть на читателя море эмоций – участие, внимание, стремление немедленно помочь. По образованию Надежда – учитель начальных классов, и вытравить это из человека, видимо, невозможно. Она и в колледж культуры пошла преподавать по этой же неистребимой привычке. С коллегами сняла два видеофильма: «Шукшин в моей семье» и «Поделитесь радостью чтения». Колледж их приобрел и использует как учебное пособие.

«Старуха из Юрги»

«Читающий дворик» - это тоже проект Надежды Чугуновой. Несколько лет она вместе с коллегами приходила в один из соседних дворов на улице Исакова со стопкой книжек, с морем идей в голове – чем заинтересовать мам с детьми, гуляющих здесь.

Библиотека – чуткий барометр, и он давно уже фиксирует спад интереса к книгам у юного поколения. Пока Интернет побеждает на всех фронтах. Да еще школьные реформы вносят свою лепту. Взять тот же ЕГЭ. С его введением старшеклассники стали читать гораздо меньше. А зачем? На вопросы тестов и так можно натаскать. Но есть еще, есть в наших школах настырные учителя, которые «нагло» требуют, чтобы ребенок хотя бы в руках подержал книгу, которую они проходят по программе. Вот тогда-то и приходит бедный мальчик в библиотеку с просьбой выдать ему «Старуху из какой-то деревни». Бедный Горький, бедная старуха Изергиль! А «Старик и моль»? Даже интересно, а смог бы Хемингуэй столь же захватывающе написать про борьбу с молью, как про море? Лев Николаевич в гробу бы перевернулся, услышав про «Крейцера во сонате». То ли замариновали его там, в той сонате, то ли засолили, бедолагу… В общем, замочили.

«Когда тебя родная мать ведет к зубным врачам...»

За юного читателя библиотеки бьются изо всех сил. Ходят со слайд-шоу по окрестным садикам и школам, проводят там конкурсы, выставки, викторины. Дружат с художественной и музыкальной школами, с центрами творчества. Зовут детей к себе в гости. Например, на «Посиделки» с ансамблем «Стрелка» из колледжа культуры. Подростки не хотели расходиться с этих посиделок. «Мы понятия не имели, что фольклор – это так весело».

Ну и просто работают с каждым маленьким читателем индивидуально. Так что многие сегодняшние завсегдатаи 17-й библиотеки ею же и взращены чуть не с пеленок. Теперь и они приводят сюда уже своих деток. Самым маленьким читателям – по три – четыре года. А со 2 «Б» классом 123-й гимназии библиотека работает уже два года. Автор программы «Как воспитать книгочея» - Светлана Бирюкова. Конечно, это семейная программа. С самого начала они взялись за воспитание читателей вместе с мамами и папами первоклашек. Потому что в одиночку с этой задачей не справиться ни учителю, ни библиотекарю. Даже если учитель - самый лучший. Такой, как их Лидия Михайловна. И тут еще очень важно вовремя привлечь внимание ребенка к книге – это надо делать до школы или хотя бы в младших классах, когда ему все интересно и его легко зацепить.

- Не скажу, что на первые собрания в библиотеку родители шли с восторгом, - вспоминает Светлана Бирюкова. – Да и деткам трудно было рассказывать о себе перед большой
аудиторией. Постепенно ушла настороженность, семьи сдружились, родители стали брать с собой на праздники в библиотеку младших ребятишек. И не только на праздники – по выходным они теперь регулярно приезжают за книгами.

А самое поразительное – в некоторых семьях приживается традиция вечернего чтения вслух. Я бы не поверила, да дети рассказывают. И родители подтверждают: это и правда сближает семью, это прежде всего общение, возможность поговорить с детьми о том, о чем в обычной суете и речи не заходит. Особенно когда обсуждаешь прочитанное.

Говорить об итогах программы пока еще рано – прошло всего два года. Дети изучили только историю семейных имен и фамилий. На очереди – родословное древо. Но и сегодня заметно, что дети стали раскованнее и пишут они теперь гораздо интереснее. В их коротеньких рассказах из школьной жизни, о семейных традициях, о литературных героях появился юмор, они пытаются высказать собственное мнение.

Кстати, на последнем Дне семьи, который прошел в конце апреля, о чувстве юмора говорили много. Например, как он помогает сгладить углы в мелких семейных конфликтах, быть услышанным. Дети с удовольствием читали «Вредные советы» Григория Остера. Да их многие помнят – уж очень остроумные и психологически точные.

«Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо…», «Если мама в магазине вам купила только мячик…». Раз прочитаешь – и запоминаешь на всю жизнь: «Когда тебя родная мать ведет к зубным врачам…»

А вот это имя – Олег Бундур - я услышала на празднике впервые. Врач из Кандалакши написал остроумное и мудрое пособие для начинающих детей – «Как воспитывать папу». Найдите книжку – ее и папам полезно будет прочитать.

Майский праздник семьи решили провести в школе – для пущей важности. И родители сразу отметили, что в библиотеке получалось теплее.

Татьяна ИЛЬИНА

P.S. Месяца три назад в библиотеке № 17 появился молодой сотрудник – Татьяна Хабибуллина. Она пока еще смотрит на происходящее немного со стороны и искренне удивляется, что работать здесь не скучно, а совсем наоборот – трудно и интересно.

Справка «АП»
На Алтае 1118 библиотек – районных, городских и сельских и три – краевых. В них работает 2300 человек.
Далеко не все муниципалитеты в силах содержать свои библиотеки, за два последних года сеть сократилась на 23 библиотеки. В тех, что остаются на селе, библиотекарей переводят на половину, а то и четверть ставки.
Лучше всех поддерживает свои библиотеки краевой центр. За год они пополняют свои фонды примерно на две тысячи экземпляров. В сельские поступает за год не больше 50 книг.

Фоторепортаж