«КамАЗ» сеет и пашет

00:00, 08 июня 2011г, Общество 3074


«КамАЗ» сеет и пашет Фото №1

Из телефонной трубки звонко несется:
- Александр! Ты думаешь, что «КамАЗы» лишь пески Африки или просторы Аргентины на ралли «Париж - Дакар» мастерски режут? Да они и пашню только так одолевают!

- У нас в крае? Где?

- Да хотя бы в Алейском районе.

В голосе главного агронома краевого фермерского союза Александра Трубникова сразу улавливаю лукавинку. И действительно подколол: как потом выяснилось, факт оказался первым и пока единственным для края. Но уже 31 мая, сев уходит - поездку откладывать нельзя.

За алейским селом Савинка долго кружим, выруливая к необычному агрегату на самом дальнем поле. Вроде все как всегда: тягач плавно и довольно шустро ведет широкозахватный комплекс, за которым остается очередная засеянная полоса. Только в роли тягача - автомобиль. Невероятно!

По дороге фермер Александр Телебоков поведал предысторию. Прошлым летом, листая буклет в краевом фермерском союзе, подивился новинке, но особо не зацепило. А осенью на выставке «Алтайская нива-2010» представители завода из Набережных Челнов уж так комментировали видеоролик (пока без изделия в натуре), что крепко засело.

- Всю зиму думал, прикидывал. Иногда заснуть подолгу не мог: брать или нет? Все-таки мне не 30 лет, когда можно бесшабашно рискнуть, а на два десятка поболе, - Александр Павлович внове все переживает. – Со своими советовался: ведь 6,1 млн. рублей отдать – не шутка. Но, взяв кредит на пять лет, 30 марта купили. О чем не жалею: со всех сторон выгода.

Но о том чуть позже, а пока наблюдаем. «Агратор-9800» культиваторными лапами легко режет, рыхлит почву (необработанную!), уничтожает сорняки, сеет, вносит удобрения, боронит и прикатывает – все разом. «А 9800» означает захват в 9,8 метра. А это для чего, а это? «Да садись рядом, лучше почувствуешь!» - приглашает тракторист (или водитель?) Николай Маршалкин при очередном развороте.

В кабине уютно, кондиционер. Взбираемся на взгорок, но никакой тряски и натуги. Агрегат по полю словно плывет, как теплоход по водной глади. Николай Степанович по ходу поясняет:

- Дизель в 360 «лошадей» – в полтора раза мощнее, чем у обычного «КамАЗа»-самосвала. Так что с запасом. На скорости до 12 километров в час может сеять. Четыре передачи, мы идем на третьей, пониженной. И видите: поле не совсем ровное, а уже засеянная часть – идеально гладкая. Хорошо выравнивает.

В кабине кроме обычных контрольных щитков дополнительно лишь один приборчик на панели перед стеклом. Индикаторно по четырем глазкам указателя «Высев» быстро проскакивают огоньки: все идет нормально. А если высветится «С» - значит, забился один или несколько сошников (всего их 32), и в нижнем окошечке загорятся их номера. Принимай, тракторист-водитель, меры. Два верхних датчика контролируют заполненность бункеров семенами и удобрениями.

- Машина что надо, только приноровись к ней. Я водителем – 25, механизатором – больше 30 лет. Так поначалу, чтобы точно в строчку встать и ровно ее вести, все хотел оглянуться (привычка тракториста), а вид из заднего стекла бункером заслонен. Да что это я? Не надо головой крутить: ведь у «КамАЗа» есть зеркала заднего вида.

Скашиваю глаза на зеркало, прав мой гид – идеально идем. Когда заканчивали второй прогон, пошел дождь.

- Это нам нипочем, - улыбается Николай Степанович. –Два дня назад помощнее ливануло, так Т-150 с агрегатом встал: у него железные катки намотали грязи и в почву просели. А я и тогда не останавливался, здесь катки резиновые – грязь не липнет. По 100 гектаров за день засеваем с сыном Андреем. Он сменит, я на самосвале за семенами сбегаю и отдохну. Потом он таким же манером.

Подоспела засыпка семян. Ладно и быстро все получается у родственных душ. Отмечаю, что загружной шнек включают не из кабины «КамАЗа», а переносной кнопкой здесь, у борта семязагрузчика. И еще момент: кузов слегка наклонен – и семена из смастерённого в борту люка самотёком летят в приемный ковш шнека. Маршалкины указывают еще на дополнительный топливный бак (от Т-4), который установлен поверх агрегата. И отсылка: «Вопросы по рационализации – к Косте». Но сначала спрашиваю Андрея, который тоже водитель и механизатор, об «Аграторе».

- Нравится очень. Маневренный и многооперационный. После 9 мая вышли, посеяли им овес, ячмень, горох, взялись за пшеницу. Этим полем заканчиваем страду, и будет в целом 1200 засеянных гектаров.

Пока агрегат не тронулся, Александр Телебоков показывает, как колесами комплекса регулируется глубина обработки почвы и заделки семян. А задние – их три десятка - выполняют к тому же роль катков. Тех самых, не тонущих в почве. В комплекте идет «КамАЗ-65222», то есть с самосвальным кузовом. А к нему «Агратор», состоящий из объемного бункера (одна заправка семян – на 30 гектаров) и собственно высевающего агрегата.

- Какая в магазинах реклама – «два в одном»? – спрашивает Александр Павлович. – Так я купил «три в одном». Во-первых, это классный грузовик вместимостью 20 тонн. Во-вторых, установили на место кузова бункер с его шлейфом и засеяли почти всю свою площадь. Убираем бункер – «КамАЗ» сразу пойдет на обработку паров, а осенью – на вспашку зяби. В промежутке и зимой – возить разные грузы, включая зерно.

- А сложно переоборудовать?

- Открути 12 болтов, отсоедини провода – и все дела. Конечно, кран нужен. Но прежде у нас ту же площадь засевали два Т-150 и один К-700. Да к ним по-хорошему надо два семязагрузчика. Нынче К-700 от сева отставили, вообще буду его продавать. Подключали лишь один Т-150, а второй обрабатывал пары. Тоже невиданное - во время сева пары, всегда их оставляли на июнь. Кстати, этот семязаправщик тоже двойного назначения, он еще и почву боронит.

- А что за марка?

- Тут вам лучше Костя – зять мой – расскажет. Он у нас рационализатор и мастер на все руки: любыми станками владеет и сваркой.

Четыре года назад смастерили это авто. К шасси «ЗИЛ-157» добавили мотор и кабину от комбайна, а кузовом стал бывший прицеп. Но Константин Николаюк как истинный мастер добавления к «Агратору» признал, а при создании автомобиля был, мол, на подхвате у младшего брата. Разве что люк для семян придумал. Да сколько же тут вас, зацикленных на ресурсоэнергосбережении?!.

- Отнеситесь к рационализации чуть серьезнее, – среагировал начальник отдела новой техники краевого фермерского союза Евгений Черненко. – 14 июня с предложениями практиков края, в том числе по емкости топливного бака и другим усовершенствованиям, как в данном случае, еду на завод. Заводчане многие предложения с мест учитывают в дальнейших разработках. Кстати, такой «КамАЗ» - грузовик, пахарь и сеяльщик – мы в натуре представим на Всесибирском дне поля, который пройдет у нас в крае в июле.

Александр Телебоков при этих словах оживился. Мол, его и звонками донимают, и уже едут смотреть и расспрашивать про новинку. «А Сергей Киселев – он местный, из нашей Савинки – твердо решил, что в этом году купит такой же «КамАЗ» с «Агратором».

Алейский район.

Фоторепортаж