Им доверяем будущее

Стартовала очередная педагогическая мастерская длиною в год

00:00, 04 октября 2011г, Общество 1863


Им доверяем будущее Фото №1

На той неделе в Барнауле прошел педагогический лекторий – традиционный первый этап краевой программы для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая». В течение пяти дней педагоги со всего края, желающие привить своим ученикам вкус к научно-исследовательской работе, могли сами побыть в роли учеников и послушать лекции ведущих преподавателей краевых вузов. Последние были призваны нацелить школьных учителей на разработку с детьми самых перспективных тем, а также оказать им методическую помощь.

Чем «загрузить»?

Пять дней – пять секций. Понедельник был посвящен математике, экономике и информатике, вторник – физике, технике и астрономии, среда – литературе, психологии и социологии и так далее. В актовом зале краевой педагогической академии, на базе которой проходил лекторий, собрались как те учителя, которые уже стали опорой программы «Будущее Алтая», так и новички.

– Даже те, кто в эти дни впервые участвовал в семинаре, почерпнули для себя много нового, – уверена Людмила Колпакова, методист краевого центра информационно-технической работы. – О существовании программы «Будущее Алтая» знают все учителя, но многие считают, что им не по силам подготовить учеников к краевому, всероссийским и международным конкурсам. Думаю, общение с преподавателями вузов во многих вселило уверенность. А чтобы педагоги заранее понимали, как именно должна выглядеть отличная научно-исследовательская работа, для них на лектории выступают не только профессора - эксперты программы, но и дети, занявшие первые и вторые места на всероссийских конкурсах этой весной.

Также в дни лектория в педагогической академии работала методическая выставка, на которой были представлены лучшие работы школьников за несколько последних лет, информация о конкурсах и учебных заведениях, которые рады принять талантливых абитуриентов. Украшение выставки – «Научный кубок России» II степени, завоеванный нашими старшеклассниками в командном зачете на Всероссийском форуме «Шаг в будущее».

– Преимущество программы «Будущее Алтая» в том, что она системная и проходит в несколько этапов, – рассказывает Анатолий Веряев, профессор кафедры информационных технологий АлтГПА и руководитель секции «Математика, информатика, экономика». – И на первом этапе важно рассказать учителям о перспективных направлениях развития науки и о темах, которыми можно «загрузить» детей.

– Вы не первый год работаете в этой программе и наверняка сталкиваетесь с ее бывшими участниками, ставшими студентами? – спрашиваем Анатолия Алексеевича.

– Они отличаются от ровесников: чуть ли не на первом курсе уже способны ориентироваться на серьезные дипломные проекты. Мы же здесь формируем стиль мышления школьников.

Кстати, методисты АКЦИТР замечали на лекциях даже учителей начальных классов! Конечно, ни о какой научной работе с малышами речь пока не идет, в основном ими движет желание задать определенный вектор развития учеников. В любом случае такие занятия не проходят даром, и слушатели получают свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации Центра дополнительного профессионального образования АлтГПА.

Способны придумывать новое

Состав лекторов и их темы меняются каждый год. Например, в этот раз корреспондентам «АП» довелось послушать обстоятельный рассказ об искусственном интеллекте. Кандидат технических наук, профессор АлтГТУ Лариса Сучкова посетовала, что, поскольку эта тема выходит за рамки школьного курса информатики и даже сами педагоги зачастую плохо себе ее представляют, за последние семь лет ею заинтересовалось только трое школьников. Правда, один из них в итоге получил медаль Эвариста Галуа на Всероссийском конкурсе «Первые шаги».

– Мы поняли, что, если не донести наши идеи до самих учителей, до детей их точно никто не донесет, – объяснила Лариса Иннокентьевна. – Между тем многие привычные сегодня вещи напрямую связаны с проблемой искусственного интеллекта: робот-пылесос, который сам убирает квартиру, система «Умный дом», интеллектуальный поиск в Интернете, анализ текста, распознавание изображений, игры, в конце концов. Я надеюсь, что учителя расскажут об этой теме на школьных кружках и выберут с детьми понятную область. Ребенок начнет делать маленькие шаги, писать программки, которые реализуют отдельные аспекты искусственного интеллекта, и постепенно подойдет к полноценной работе. У детей фантазия работает гораздо лучше, чем у взрослых, они способны придумывать новое!

Татьяна Шаболина, учитель математики Сосновской средней школы Заринского района, подготовившая дипломанта I степени Всероссийского конкурса «Старт в науку», рассказала «АП», что несколько лет назад районный комитет по образованию отправил педагогов школы на такой же лекторий.

– Я взяла с собой ученицу, мы посмотрели презентацию и поняли, что потянем такой уровень.

– Насколько полезен лекторий для учителей?

– Это очень важно! Важно сделать с учеником стройную работу, но порой ты не знаешь, с чего начать. Нам рассказывают, какие проблемы актуальны в экономике. Посоветовали, например, обращаться к официальному сайту региона, чтобы искать темы из реальной экономической жизни края или своего района.

– В математике выбрать тему для ребенка особенно сложно, но после беседы с научными руководителями становится ясно, что можно поручать ученику пятого, девятого, одиннадцатого классов, – добавляет Елена Щербинина, учитель математики барнаульской гимназии
№ 40. – Вообще, мы уже не можем друг без друга жить: наши ученики с пятого класса начинают делать реферативные доклады, ходят в научный клуб, где само общение побуждает их заниматься исследованиями.

Теперь ближайшее мероприятие программы «Будущее Алтая» запланировано на начало ноября: на установочной сессии школьники уже представят выбранные темы и свои идеи, а эксперты отберут лучшие из них для дальнейшего участия в программе. Потом участники будут каждый месяц консультироваться с экспертами из высшей школы, чтобы весной попасть в «сборную» края для участия в научно-исследовательских конкурсах различного уровня.

Справка «АП»
Программа «Будущее Алтая» учреждена краевым управлением по образованию и делам молодежи и реализуется центром информационно-технической работы (АКЦИТР). Главная цель – развитие в крае системы поиска, отбора и поддержки одаренных школьников в различных областях фундаментальных и прикладных наук. Программу называют «педагогической мастерской длиною в год»: исследовательская работа школьников начинается именно с учителей. За 15 лет существования программы более пятисот юных исследователей выступили на всероссийских и международных научных конкурсах и получили более тысячи различных наград. Многие были приглашены на учебу в ведущие вузы страны. Это считают закономерным результатом грамотного педагогического сопровождения исследовательской работы детей, за которое отвечают учителя, эксперты высшей школы и методисты АКЦИТР.

Фоторепортаж