Большая перемена

Алейский лицей совершенствует оплату труда педагогов и готовится к капитальному ремонту

00:00, 08 октября 2011г, Общество 1667


Большая перемена Фото №1

Лицей с углубленным изучением физики и математики привык соотносить свои нововведения с актуальными общественными запросами. Пожелания родителей учитываются при открытии новых образовательных профилей – от социально-экономического до художественно-графического. По заданию администрации города здесь появились настоящие кадетские классы, которые популярны среди учащихся (из 405 лицеистов сто двадцать пять носят эффектную форму и изучают военно-технические дисциплины).

А еще здесь, вероятно, скоро пересмотрят критерии начисления стимулирующей части зарплаты педагогов. Хотя и от нынешних положений об оплате труда выиграли многие. Например, учитель начальных классов Анна Рыбалкина говорит, что с ее стажем 10 месяцев раньше она бы получала практически в два раза меньше.

– Я родом из Амурской области, моего мужа – он военный – перевели в Алейск, и я пришла работать в лицей, в свой самый первый 1 класс, – рассказывает Анна Михайловна. – Конечно, мы сегодня ощущаем государственную поддержку: зарплата педагогов существенно выросла, а нагрузка снизилась. Если раньше ставка составляла 20 часов в неделю, то сейчас достаточно и восемнадцати. Хотя я все-таки стараюсь брать на себя как можно больше – мои детки еще маленькие, им трудно адаптироваться и чем меньше у них разных учителей, тем лучше.

Кстати, молодому педагогу уже сейчас выплачивается небольшая стимулирующая выплата за то, что её первый класс уже наладил сотрудничество с Алейским краеведческим музеем, библиотекой и детским садом. Например, музей специально для малышей проводит разные мероприятия и выставки. «Мы приходим, играем и узнаем новое. Получается, что это интересно и детям, и мне да еще и положительно сказывается на материальном положении», – говорит Анна Рыбалкина и добавляет, что если ей удастся хорошо себя проявить, на следующий год стимулирующая выплата станет больше.

А в числе опытных педагогов лицея, которые выиграли от появления надбавок за стаж, оказалась Елена Хижняк, учитель истории и обществознания, победитель нацпроекта «Образование» 2007 года, работающая в школе уже 18 лет. По словам директора лицея Светланы Вапиловой, зарплаты стажистов сейчас выросли на 25–35 процентов.

– Положительный момент я вижу еще и в том, что теперь адекватно оценивается участие наших учеников в различных конкурсах и олимпиадах. Подготовка к ним – огромный труд, который раньше просто не замечали, – объясняет Елена Хижняк. – Но, с другой стороны, участие детей в подобных мероприятиях нельзя поставить на поток. Все-таки основная работа учителей – в классе каждый день и со всеми детьми.

Людмила Гринник, учитель математики с 45-летним стажем, входит в экспертную группу, определяющую критерии для начисления стимулирующих выплат. Она считает целесообразным эти критерии пересмотреть:

– Нам кажется, что сейчас система не совсем удачна, разница в стимулирующих доплатах педагогов получилась слишком большой: у одних – около шести тысяч, у других – шестьсот рублей. За участие детей в конкурсах учителю у нас начисляются очень большие баллы, хотя далеко не все конкурсы одинаково важны. Понимание этой системы приходит с опытом, но главное, что ее можно совершенствовать.

Круг интересов

– Моральный статус образования во многом зависит и от материальной базы учебных заведений, и от того, как выглядят наши здания, кабинеты, оборудование, – замечает директор Светлана Вапилова. – И в этом смысле улучшения очевидны: сейчас во всех кабинетах есть компьютеры, а на март у нас запланировано начало капитального ремонта и частичной реконструкции здания. Наконец-то у нас появятся современный спортзал с душевыми комнатами и новое помещение столовой (оборудование для нее уже обеспечивает горячим питанием наших учеников). Масштабные работы планируется завершить до 1 сентября 2012 года, и тогда, мы надеемся, вид здания будет вполне соответствовать нашему статусу.

Деньги в лицей действительно идут – фонд заработной платы увеличился на 6 процентов (раньше администрация школы вынуждена была перераспределять между учителями ограниченные средства). Значительные суммы выделяются и на курсовую переподготовку в Институте повышения квалификации работников образования. Елена Хижняк, например, в прошлом году на дистанционных курсах освоила работу с компьютером и интерактивной доской. Современная техника, признается педагог, многое изменила в работе.

– Она экономит время на уроке и позволяет более наглядно объяснять материал, – говорит Елена Геннадьевна. – Например, благодаря интерактивным доскам дети могут воочию увидеть исторические документы. Сейчас мы как раз изучаем Вторую мировую войну, смотрим фотографии, и мои ученики сами заметили, что у людей того времени были совершенно другие глаза. Меня это поразило, потому что я специально не заостряла их внимание на таких вещах. Подобные материалы дети воспринимают очень трепетно… И я совершенно не ожидала, что они начнут заранее готовиться к следующим темам, искать в Интернете сведения, чтобы провести на уроках небольшие презентации, – им действительно интересно!

Кажется, это вообще главное для педагогов лицея – чтобы детям было интересно. Секрет учительского успеха в том, чтобы вовремя разглядеть склонности учеников, говорит преподаватель информатики Елена Цыганкова. Талантливых детей здесь примерно с восьмого класса начинают привлекать к исследовательской работе, так что к окончанию школы выпускники, как правило, уже определяются с приоритетами.

– Одни с удовольствием создают мультфильмы – и есть конкурсы, где они могут себя проявить. Другие занимаются дизайном, третьи - программированием. Да у нас дети даже сайты родителям делают! Одна моя ученица-девятиклассница помогла сделать официальный сайт у мамы на работе, а потом обобщила этот опыт в исследовательской работе и выступила на конференции, – говорит педагог.

Еще, по словам Елены Александровны, в негласном рейтинге результатов ЕГЭ по информатике лицей лидирует не только в Алейске, но и в крае: весной средний балл по этому предмету составил 74,4! В итоге кто-то из выпускников поступил в Томский политехнический университет на «Роботостроение», кто-то – в Новосибирский технический университет на «Электронику и наноэлектронику», кто-то будет изучать прикладную информатику и защиту информации в АлтГУ.

Педагоги и сами стараются совершенствовать свои знания: неделю назад четверо учителей математики, а также преподаватели русского языка, биологии, химии, географии приняли участие в педагогическом лектории краевого конкурса «Будущее Алтая», который приравнивается к курсам повышения квалификации.

В прекрасной форме

Еще одна особенность лицея – его кадетские классы, которые появились в 2002 году. С утра, еще до начала занятий юношей и девушек в форме можно увидеть на построении перед крыльцом; в самом лицее на третьем этаже стоит стол для сборки и разборки оружия.

Заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе Тамара Стукаленко говорит, что не все учащиеся этих классов воспитываются в благополучных семьях, некоторым детям не хватает внимания и заботы со стороны взрослых. Однако есть и те, кто в юном возрасте вполне осознанно выбрал кадетство.

– У меня с детства была мечта стать прокурором, – объясняет восьмиклассница Ангелина Реховская, симпатичная блондинка в форме. – Мы переехали в Алейск из другого города, и когда мама сказала, что в лицее есть кадетские классы, я решила попробовать. Нам очень нравится рукопашный бой, который ведет офицер-воспитатель Сергей Николаевич Котельников.

– А мне с детства нравилась красивая форма кадетов, и я мечтал тоже участвовать в парадах, заниматься строевой подготовкой, – признается очень серьезный одноклассник Ангелины Вячеслав Шумаков. – В любом случае полученные здесь знания мне пригодятся в будущем, потому что я планирую работать в правоохранительных органах.

– В пятом классе, когда ребята раздумывают, не пойти ли им в кадеты, решающим аргументом обычно становится красивая форма, – рассказывает Тамара Стукаленко. – А для родителей очень важно, что в течение всего дня ребенок здесь будет под присмотром офицера-воспитателя, занят делом и накормлен. Шесть часов в неделю у нас – обязательный «кадетский компонент». В него входят рукопашный бой, хореография, ОБЖ, военно-технические дисциплины. Все дети, конечно, разные, но большинство действительно пунктуальны, приучены к порядку и дисциплине, ответственны. Ну а в старших классах преподаватели Барнаульского юридического института и работники Алейской прокуратуры читают кадетам спецкурсы, например, по основам криминалистики.

В общем, тому, что многие выпускники сознательно выбирают военную карьеру, здесь не удивляются.

Фоторепортаж