Опасный букет

00:00, 21 сентября 2012г, Общество 1940


Опасный букет Фото №1

В столице Алтайского края состоялось совещание по профилактике и лечению ВИЧ-СПИД среди осужденных. Эксперты из Москвы и регионов России обсудили комплексный подход к оказанию помощи осужденным лицам при ВИЧ-инфекции в местах лишения свободы, а также вопросы межведомственного взаимодействия в этом направлении на этапе освобождения осужденных. В кулуарах форума мы пообщались с доктором медицинских наук, руководителем Центра противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией Министерства здравоохранения РФ, профессором Ольгой Фроловой

Еще в Советском Союзе была разработана программа противотуберкулезной помощи населению. Этой теме много внимания уделяет Всемирная организация здравоохранения. Заболеваемость туберкулезом у нас в стране снизилась, а теперь опять возникли сложности. Почему?

- Туберкулез в условиях иммунодефицита принимает совсем другое течение, и традиционные методы диагностики – флюорография, туберкулиновые пробы – неэффективны. Ведь изменения, которые регистрируются рентгенограммой при флюорографическом исследовании, - это специфические реакции иммунной системы на вторжение в организм возбудителя заболевания. А если иммунная система не работает, то и специфической реакции тоже нет. Именно такую картину мы и наблюдаем при поздней стадии ВИЧ-инфекции.

На фоне тяжелого иммунодефицита развиваются вторичные заболевания, и ведущее место среди них занимают инфекционные паразитарные. На поздних стадиях на каждого больного приходится 3,8 социально значимого заболевания. Чтобы победить туберкулез, нужна полная скоординированность действий между различными службами. Поэтому нужны другие подходы и в диагностике туберкулеза у таких пациентов.

Мы могли бы в необходимых случаях назначать курс химиопрофилактики, но она тоже построена на иммунной пробе. А в Российской Федерации 73 процента ВИЧ-инфицированных граждан с сочетанной патологией – это неработающие люди трудоспособного возраста. Но из них только 63 процента встают на диспансерный учет, а значит, попадают под наблюдение специалистов и могут получать необходимую медицинскую помощь. Возникает вопрос: как выйти на неучтенных больных, если они социально не адаптированы? Они ведь представляют собой большую потенциальную угрозу для общества, поскольку туберкулез распространяется воздушно-капельным путем.

Известно, что 12,5 процента больных с сочетанной патологией находятся в пенитенциарных учреждениях и почти половина больных когда-то имели отношение к заключению. Стало быть, места лишения свободы, как и наркологические диспансеры, куда поступают больные в начальной стадии заболевания, – это те места, где мы можем воздействовать на этих людей и научить их профилактике туберкулеза. Вот почему здесь и собрались наркологи, инфекционисты, фтизиатры, представители некоммерческих общественных организаций, чтобы всем вместе отработать подходы профилактики туберкулеза у больных ВИЧ-инфекцией.

- А почему такое совещание проводится в Алтайском крае? У нас что, самое тревожное положение?

- Совсем наоборот. У вас есть чему поучиться, поскольку в Алтайском крае еще в 2004 году начали внедрять наши рекомендации, утвердили их приказами местной власти и успешно реализовали на практике. Опыт, который у вас накоплен, интересен, мы хотим с его помощью сформулировать порядок профилактической работы.

- Насколько велик риск заражения от контакта с больными?

- Прогноз сочетанной инфекции очень неблагоприятный, так как к 30 годам практически все население Российской Федерации инфицируется туберкулезом. При снижении иммунитета болезнь развивается очень активно. Однако из всех ВИЧ-инфицированных только 11 процентов имеют такой дефицит, который провоцирует развитие туберкулеза. А потребители наркотиков – группа риска по заболеванию туберкулезом даже без ВИЧ-инфекции, а вкупе с ней – особо опасны.

- Как складывается ситуация в других странах?

- В Соединенных Штатах заболеваемость туберкулезом среди населения низкая, поэтому вероятность контакта с этой инфекцией невелика. У нас же все иначе. Даже если при рождении ребенка у ВИЧ-инфицированной женщины в результате профилактических мероприятий удалось добиться рождения здорового малыша, нет никакой гарантии, что дома этот младенец не заразится туберкулезом, поскольку зачастую такие женщины имеют сожителей асоциального типа поведения. В таких условиях шанс заболеть у ребенка очень высокий, особенно если ему не сделана прививка БЦЖ. Хотя эта вакцина и не предупреждает заболевание туберкулезом, но если ребенок заражается, то болезнь протекает в легкой форме и легко поддается лечению. А вот невакцинированные дети получают тяжелейшие формы туберкулеза.

К сожалению, число новых случаев заболевания сочетанной с туберкулезом ВИЧ-инфекцией по сравнению, скажем, с 2010 годом у нас в стране увеличилось на 10 процентов, а в сравнении с 2002 годом – в 6,2 раза. Очень опасная тенденция! У возбудителей туберкулеза образуется очень высокая устойчивость к препаратам у больных ВИЧ-инфекцией, потому что они чаще других нарушают режим лечения. У нас более 70 процентов граждан, имеющих сочетанный вариант этой патологии, еще и наркозависимы. Отсюда и нарушение режима. Вкупе все это приводит к развитию устойчивости возбудителя к противотуберкулезным препаратам. Это очень серьезная проблема: если в целом в стране заболеваемость туберкулезом снижается, то среди ВИЧ-инфицированных она растет.

 

Факт
По статистике, среди некурящих 11-летних детей наркоманами становятся 0,06%, а среди курящих – 33,2%.

Справка
В Алтайском крае на 1 января 2012 года зафиксировано 12,8 тыс. случаев ВИЧ-инфицирования, в то время как всего по России – более 650 тыс. Самый большой процент инфицированных в крае – среди 20-29-летних (это 50,3% от общего числа больных). При этом 33,1% - женщины, 66,9% - мужчины. По данным на конец 2011 года, на Алтае 15,4 тыс. инфицированных и больных отбывали наказание.
Ежегодно в Алтайском крае освобождаются из мест лишения свободы 600 ВИЧ-инфицированных граждан, однако на диспансерный учет встают лишь 40–50%. В 2011 году получили тюремное лечение 124 человека, продолжили лечение после освобождения 74 человека.

Фоторепортаж