К чему приведёт введение единого страхового тарифа в ПФР

00:00, 17 октября 2012г, Общество 2402


Уравняли Фото №1

Только что опубликованный проект Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года вызвал шквал комментариев со стороны политиков и экспертов. Мнения о документе от умеренно оптимистических до полного неприятия. Истина, как всегда, посередине. Попробуем и мы к ней подобраться.

Зачем нужна стратегия

Казалось бы, прошло только 10 лет с введения пенсионной реформы. И вот очередная. Но ее разработчики - Министерство труда и социальной защиты совместно с Пенсионным фондом России (ПФР) – не открещиваются от прошлого, напоминая, что за последние десять лет сделано много хорошего для пожилых. С 2002 года средний уровень пенсий в реальном выражении вырос в 2,8 раза, достигнув 9,7 тыс. рублей. Отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера выросло с 1,08 до 1,8. Эта же пенсия к среднему заработку поднялась с 34 до 36,8. Вместе с тем в рамках действующей системы не достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета ПФР.

Проще говоря, и сегодня Пенсионному фонду РФ не хватает больше триллиона рублей страховых взносов, чтобы выплачивать пенсии, а к 2020 году дефицит, если ничего не менять, вырастет до трех триллионов. И покрывать его из федерального бюджета будет все сложнее.

Рост дефицита объясняется прежде всего демографическими ножницами. Население стареет, а значит, число пенсионеров будет расти, а работающих – снижаться. По расчетам демографов, где-то к 2028 году эти категории населения сравняются на отметке 45 млн. человек. Дальше ситуация усугубится: к 2050 году плательщиков страховых взносов останется 42 млн., а получателей накопится 52 млн. Как одни прокормят других – непонятно. Честно сказать, и после прочтения проекта Стратегии не до конца это понимаешь, хотя предлагаемые варианты смягчают ситуацию.

Первый, самый простой и эффективный способ решения проблемы – поднятие пенсионного возраста. Мы подробно говорили о его плюсах в статье «Омоложение», опубликованной в «АП» минувшим летом. Но, как известно, президент страны Владимир Путин запретил и думать разработчикам Стратегии отодвигать пенсию на более поздний срок. Тогда пришлось задействовать другие резервы, и главный из них – обязательность уплаты единого для всех категорий страхователей тарифа.

Льготники и самозанятые

Как известно, за большую часть работников работодатели уплачивают 22% от заработка плюс 10% с суммы, превышающей 512 тыс. руб. в год. Но есть немало льготных категорий. Например, сельхозпроизводители, организации, использующие труд инвалидов, платят 16%, а фирмы, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, хозяйственные общества, созданные научными учреждениями, резиденты технико-внедренческих зон – и вовсе 8%. Понятно, что государство таким образом дает стимулы тем, кто решает проблему продовольственной безопасности и инновационного развития страны.

Теперь выходит – одной рукой дает, другой забирает. Как обычно поступают предприниматели при увеличении страховых взносов на зарплату? Правильно, уводят часть ее в тень.

- Безусловно, почти троекратное увеличение страховых взносов негативно скажется на экономике компаний, внедряющих передовые разработки, - считает Андрей Максименко, проректор по научно-инновационной деятельности Алтайского технического университета. – Однако уйти в тень будет сложно, поскольку развиваются они при грантовой и прочей поддержке государства, а значит, их бухгалтерия находится под контролем. Но как только они встанут на ноги, обретут самостоятельность, так появится соблазн скрывать реальную зарплату.

Впрочем, прибыльно работающих научно-внедренческих фирм в Алтайском крае, по оценке Максименко, всего несколько десятков.

Гораздо больше у нас так называемого самозанятого населения – индивидуальных предпринимателей, фермеров, адвокатов, нотариусов, - порядка 70 тысяч. И им также придется платить за себя в ПФР гораздо больше. Сегодня взнос самозанятых рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14,3 тыс. руб. в год. В то же время за наемного работника в среднем работодатель вносит 112 тыс. руб.

- При таких взносах пенсия самозанятых должна составлять около 2 тыс. руб. в месяц, - говорит Виталий Толмачев, начальник отдела администрирования страховых взносов и взаимодействия со страхователями ОПФР по Алтайскому краю.

Однако получают они по меньшей мере минималку (в Алтайском крае – 5147 руб.). Разницу доплачивает ПФР за счет других застрахованных.

В проекте Стратегии предлагается уже в следующем году поднять платежи самозанятых до 32,5 тыс. руб., в 2014 году – до 40,6 тыс. руб., а в 2015-м – до 48,7 тыс. руб. А в перспективе предлагается создать условия для формирования пенсионных прав, соотносимых с правами наемных работников.

Исполнительный директор Алтайского отделения ОПОРА России Эдуард Черченко считает, что пенсии надо платить не только из страховых взносов, собираемых ПФР, а со всех доходов государства, тогда бы не было необходимости повышать страховую нагрузку для малого бизнеса. Он уверен, что рост взносов приведет к уходу предпринимателей в тень. Как уже было.

- И против нынешнего лома найдется прием, - обещает защитник малого бизнеса.

Трудно представить такой прием, позволяющий уклониться от фиксированного платежа. Не закрывать же собственное дело? Хотя понятно, что дополнительные восемнадцать, а в перспективе и 100 тысяч отрицательно скажутся на прибыльности предпринимателей, а для микробизнеса могут и вовсе оказаться губительными. Может, лучше подумать, как уберечь эту категорию самозанятых, не превратив ее в безработных?

Вредные и опасные

Тяжелее теперь придется и работодателям, у которых есть вредные и опасные условия труда. Стратегия предусматривает установление для них дополнительного тарифа.

Еще с советских времен сложилось правило, что шахтеры, сталевары и химики, отработав определенный стаж, получают право на выплату трудовой пенсии на 5-15 лет раньше, чем прочие.

Финансируется это право досрочникам из общих средств застрахованных, то есть тех, кто уходит на покой в общеустановленные сроки. При этом работодатели не заинтересованы в сокращении вредных и опасных рабочих мест.

- В отрасли много работают над улучшением условий труда, сокращая тем самым вредные и опасные производства, - замечает Валерий Каурцев, председатель краевого комитета профсоюза работников оборонной промышленности. В пример он приводит реконструкцию кислотного цеха Бийского олеумного завода, после которой воздух рабочей зоны стал значительно чище.

Такие мероприятия, по словам Валерия Каурцева, планируются в коллективном договоре, и профсоюзы добиваются их выполнения. После реконструкции рабочие места переходят из так называемого первого списка во второй. Поразительно, что работники часто недовольны улучшением условий труда, понимая, что лишаются части льгот.

Валерий Каурцев считает, что повышение страховых взносов приведет к тому, что работодатели станут скрывать опасные и вредные рабочие места на вновь создаваемых производствах.

- У нас не до конца отработана система аттестации таких рабочих мест, не хватает для этого экспертов, - признается профсоюзный лидер.

Но там, где люди давно работают во вредности и знают, что им положен досрочный выход на пенсию, скрыть трудно. Валерий Каурцев предполагает, что в ближайшее время Российский союз промышленников и предпринимателей развернет борьбу за сокращение дополнительной страховой нагрузки.

Особые условия труда в случае отмены льготной пенсии будут компенсироваться повышенной зарплатой. На сколько ее придется поднять, будет зависеть от ситуации на рынке труда. Если работники за предложенную надбавку не согласятся подвергнуть свою жизнь и здоровье риску, то работодателям придется идти на уступки.

Исполнительный директор Алтайского союза промышленников Евгений Ганеман указывает на еще одну негативную черту, связанную с повышением страховых взносов, – рост себестоимости продукции. У предпринимателей в этом случае возникает желание поднять цену. Но цена ограничена уровнем конкуренции или установлена административно в случае с гособоронзаказом. Значит, снизится прибыль.

- А из каких средств тогда вести модернизацию производства, к которой призывает руководство страны? – вопрошает Евгений Ганеман. – И при сегодняшней страховой нагрузке обновление ведется только на отдельных предприятиях.

И все же при всех минусах и болезненности предложение о том, что ответственность за «плохие» рабочие места должен нести конкретный работодатель, а не все вместе, выглядит справедливым.

Тем более разработчики Стратегии предлагают целый набор вариантов ее решения: через добровольное пенсионное страхование, через негосударственное пенсионное обеспечение и даже соглашаются продлить для таких работников программу государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.

Из накопительной – в страховую

А вот с реформированием института накопительной части пенсионной системы трудно согласиться. Вспомним, что из отчисляемых работодателем 22% от фонда оплаты труда для граждан моложе 1966 года 6% идут в накопительную часть. Она направляется не на выплату сегодняшних пенсий, а ложится на счета негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. Последние покупают на эти средства акции и облигации в надежде со временем продать дороже и заработать тем самым прибавку будущим пенсионерам и себе немного. Доходность управляющих компаний от инвестирования средств пенсионных накоплений за последние три года весьма разнится: от 1,9 % - у «Финам Менеджмент» до 19,8 % - у «Солид Менеджмент». При этом средняя доходность составляет 9,5%, что выше официальной инфляции за тот же период.

Однако авторы Стратегии утверждают, что отданные в управления деньги обесцениваются, и предлагают четыре из шести процентов направлять в общий котел ПФР. С 2015 года застрахованным лицам будет дано право самостоятельного выбора в отношении двух процентов: оставить их в государственной пенсионной системе солидарного характера или в накопительной.

В перспективе планируется наделить работодателя правом самостоятельно уплачивать накопительные взносы за работника напрямую в негосударственные пенсионные фонды в рамках добровольного страхования. Работник также может добавлять свои деньги, формируя таким образом кроме государственной и корпоративной так называемую частную пенсию.

- На наш взгляд, и это позиция всего профессионального сообщества, работники не будут добровольно оплачивать за себя взносы, - высказали мнение нашей газете в пресс-службе негосударственного пенсионного фонда «Норильский никель». – Добровольные пенсионные взносы граждан равносильны отмене накопительной части пенсии как таковой и возврату к советской распределительной системе, при которой стаж и зарплата каждого работника практически не влияли на размер пенсии, то есть уравниловке.

Резкое сокращение накопительной части, по мнению Марии Александровой, решает только краткосрочную проблему частичной компенсации дефицита пенсионной системы.

Между тем накопительная система начала действовать всего 10 лет назад. За это время в ее рамках удалось аккумулировать более 2 трлн. руб. При этом прирост средств шел экспоненциально. И сворачивание ее – очень плохой знак для инвесторов. Отток инвестиций приведет к замедлению развития фондового рынка, ликвидации одного из источников долгосрочного экономического роста страны. Граждане утратят доверие к государству, которое слишком часто меняет правила игры.

Эксперт по пенсионным накоплениям УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский предлагает не сокращать, а, наоборот, развивать накопительный элемент:

- Если сохранить нынешние 6% от работодателя и добавить к ним в рамках добровольного пенсионного страхования 2% от работника, то это уже шаг вперед. Тогда гражданин будет чувствовать, что где-то в негосударственном пенсионном фонде крутятся его деньги.

Поднять доходность накоплений эксперт предлагает, отстраняя от управления неэффективные компании. Их можно определять ежегодно, ориентируясь на бенчмарк - планку, в районе которой находится оптимальное соотношение риска и доходности.

Чем дольше, тем больше

Итак, мы познакомились с основными новшествами Стратегии, позволяющими, по расчетам разработчиков, к 2030 году снизить дефицит бюджета ПФР на 1,2% ВВП (сегодня – 1,8 % ВВП). Прямо скажем, не густо. Окончательно дефицит, говорят авторы, может быть ликвидирован при большем охвате населения обязательным пенсионным страхованием, включая вывод зарплат из тени. Также потребуется увеличение уровня облагаемой зарплаты и более поздний выход на пенсию.

Но самое главное – понять, какую пенсию будет получать застрахованный. Отвечаем цитатой из Стратегии: «В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате».

Какой будет нормативный стаж, из документа непонятно. Замминистра труда и соцзащиты РФ Андрей Пудов на всероссийской селекторной пресс-конференции сказал, что пенсионная формула еще находится в процессе разработки. Однако Минтруда предлагает правило, которое позволит обеспечить сбалансированность пенсионной системы. Оно подразумевает, что при 40-летнем стаже и уплате страхового взноса в размере 20% человек сможет получать пенсию в размере 40% от среднего заработка в течение 20 лет.

Вообще, из туманных комментариев чиновников Минтруда и ПФР делаешь вывод, что чем больше работать, тем на большую пенсию можно рассчитывать. Но догадываешься, что она мало будет зависеть от твоего заработка, так как в формуле используется среднее по стране жалование. А раз так, теряются всякие стимулы показывать всё, что больше минималки.

Статистика говорит, что 75% зарплат в стране не превышают среднюю, а в крае ситуация и того труднее. По данным Виталия Толмачева, местные страховые взносы покрывают пенсионные начисления только на 30,8%. Так что жителям края надо благодарить разработчиков за такую социалистическую формулу.

Ну а людям с заработками выше среднего авторы Стратегии предлагают не грустить, а принимать участие в корпоративных и частных пенсионных системах. Для этого предполагается создать соответствующие правовые нормы и налоговые льготы.

Фоторепортаж