Пробки. Как много в этом слове…

Каждое утро практически на всех основных и второстепенных магистралях краевого центра привычная картина: дорожные заторы, которым ни конца ни края

00:00, 24 октября 2012г, Общество 1908


Пробки. Как много в этом слове… Фото №1

Пробки – это утренний и вечерний кошмар, который уже стал обыденностью для каждого жителя спального района, добирающегося на работу в центр и обратно. Люди едут часами, опаздывают. Автоперевозчики и рядовые владельцы машин, сжигая дорогостоящий бензин, считают убытки. И тем и другим деваться некуда. Город стоит, и эту проблему, говорят эксперты, решить в ближайшей перспективе не представляется возможным. В среднем около 10 тысяч автомобилей прибавляется в Барнауле ежегодно, а дорожная инфраструктура к такому развитию событий, мягко говоря, не готова.

- Я живу на улице Попова, - рассказывает жительница Индустриального района Марина Бредихина. - С остановки «Цветочная» на 20-м автобусе до вокзала каждый день добираюсь по Павловскому тракту. Выходит больше часа. Дочь учится в центре, в педагогической академии, так ей, чтобы собраться, приходится вставать чуть ли не в пять часов утра. И при этом она не всегда успевает вовремя приехать на занятия.

Самой Марине также приходится добираться на работу в центр, с пересадкой, на проспект Красноармейский. Пробки существенно бьют по ее кошельку. Марина показывает свой сапог без заклепки – потеряла в давке, а несколько дней назад у нее сорвали пуговицы с плаща. «Ехать столько времени в переполненном транспорте – мучение и издевательство», - говорит Марина.

Похожие истории могут рассказать не только пассажиры этого автобуса, но и другие заложники часовых простоев.

Некоторые из них признаются, что в транспорте проводят больше времени, чем с собственными детьми. Как решить проблему? По большому счету за порядок на дороге отвечает отдел по благоустройству и транспорту Барнаула. При администрации города создана даже комиссия по безопасности дорожного движения, которая следит за развитием транспортной инфраструктуры.

Ее работа малоэффективна, ответило большинство водителей, опрошенных корреспондентами «АП». Основная масса автомобилистов считает, что в первую очередь властям нужно обратить внимание на два главных вопроса: разгрузить узкие места в районе моста на Новом рынке и на пересечении Павловского тракта с проспектом Строителей. Здесь особенно жарко в часы пик.

Федерация автовладельцев Алтая неоднократно вносила свои предложения на обсуждение комиссии по безопасности дорожного движения, но, по словам председателя федерации Виктора Клепикова, практически ни одно из них не было реализовано. В частности, инициативы касались расширения и соответствующего благоустройства параллельных большим магистралям улиц.

В федерации считают, что разработкой и планированием дорожной карты должны заниматься специализированные институты. Между тем в последней программе развития транспортной инфраструктуры города основной упор был сделан на установку дорожных знаков в неблагополучных местах и одного (!) пешеходного перехода.

- Почему управленцы этому вопросу не уделяют внимания, мне лично непонятно, - недоумевает Виктор Клепиков. – Нужно изучать причины создания пробок и ДТП, отслеживать их динамику и устранять. Допустим, летом в районе Нового моста водители, нарушая правила, ехали по дороге что называется против шерсти. Если бы комиссия стала выяснять, то для нее было бы очевидно: в городе нет пляжа, и люди были вынуждены пробираться к воде, а следующий разворот в такое место отдыха находится в 19 (!) километрах, в районе села Фирсово.

Понятно, что на строительство транспортных сооружений требуются деньги. Где их взять? Автовладельцы предлагают как один из вариантов решить проблему «взаимозачетом». К примеру, система видеонаблюдения на Павловском тракте, которая установлена под мостом на улице Малахова, принесла бюджету несколько миллионов рублей штрафами. Эти средства можно было бы потратить на установку пешеходного перехода на оживленной улице.

Или организовать уборку территории города не утром, а в ночное время, тогда один мужик с лопатой не будет полностью тормозить движение на оживленной магистрали. Предложений высказывается много, но пока в мэрии согласовывается строительство крупных объектов вроде здания краевого Следственного комитета без соответствующей парковки, Барнаул будет стоять в пробке. А жители близлежащих домов, задыхающиеся от выхлопных газов, жаловаться в различные инстанции на всех, кто ставит под окнами их квартир свои автомобили. Откуда появляются пробки и что с ними делать – вопрос сложный, социально-экономический. Но решать его все равно придется. Чем дальше – тем затратнее.

 

*   *   *

На метле быстрее?

Слово нашим журналистам из числа страдальцев, которым приходится каждое утро торчать в пробках.

Елена Жукова, живет на Сулиме:

- Вообще-то дорога в чистом виде от остановки «Островского» до «Анатолия» занимает 30-35 минут. Но это давно теоретически. 23 октября, например, наш 17-й автобус находился в пути полтора часа.

Итак, 7.30 утра, пробка первая: тянется от улицы Сухэ-Батора до Малахова. Стоим 20 минут. Пробка вторая: от остановки «Транзитная» до «Антона Петрова». Стоим 25 минут. Наблюдаем, как шустрые «Газели» пытаются обогнуть нашу очередь по тротуарам, но в результате все равно оказываются в длинной веренице опаздывающего транспорта. Салон гудит от телефонных звонков и разговоров: кто-то отменяет встречу, кто-то оправдывается перед начальником. Женщина напористо объясняет кому-то, что у нее нету метлы, чтобы прилететь на работу вовремя. По улице Юрина едем без приключений, зато на Матросова сердце падает: хвост из машин стоит вмертвую до самого проспекта Ленина. Тратим еще почти полчаса. И наконец ровно в 9 утра многострадальный автобус и пассажиры с перекошенными от злости лицами прибывают на остановку «Анатолия». На планерку опоздала.

 

Светлана Тирская:

- Считаю, что мне «повезло» больше других – я живу на Павловском тракте, нежно именуемом в народе «Павликом». Впрочем, вся нежность к нему на этом и заканчивается.

Уехать в центр города отсюда можно только на автобусе или маршрутке (трамваи и троллейбусы здесь не ходят). В идеале на дорогу от остановки «Мастерские» до места работы уходит 20-30 минут. Но на деле, если я выйду из дома позже, чем в 7.40, то гарантированно опоздаю к началу трудового дня, к девяти часам. Случались и заторы по причине аварий (от одной до четырех по пути следования), тогда в пробке я проводила более полутора часов.

Но это бывало раньше, раз-два в месяц. В этом же году, начиная с сентября, пробки на «Павлике» стали постоянным явлением. Уже подходя к остановке, проводишь рекогносцировку, прикидывая: стоит ли вмертвую автотранспорт всего лишь от «Кондитерки» или уже от Малаховского кольца, ехать или идти пешком… Если выбираешь первый вариант, то можешь «проехать» расстояние между двумя остановками за… 15-20 минут. Поэтому многие жертвы апокалипсиса (цитирую слова водителя автобуса) маршируют вдоль «Павлика» пешком, обгоняя покинутые автобусы. Ходила и я не раз от «Мастерских» до железнодорожного моста. Но минусы таких походов перевесили плюсы. Пробираться по тропке вдоль дороги можно не в любую погоду. К тому же весьма опасно идти через «карманы», куда сворачивают лавирующие автобусы и автомобили. И еще один большой минус – выхлопные газы, которые ты вдыхаешь. Головная боль на весь день обеспечена…

И еще не факт, что, выбравшись из-под моста, ты не застрянешь на проспекте Строителей до самой площади Октября. Признаюсь, пробовала я ездить и «задом наперед»: на перекладных, с пересадкой, двумя трамваями с улицы Малахова. Но 24 остановки, согласитесь, не вариант… А денег сколько надо?

Что касается обратного пути, ограничусь одним выводом: если выехать позже 16.00, то можешь встать в пробке и на Красноармейском проспекте, и на проспекте Строителей – опять же до самого моста.

Статистика: при восьмичасовом рабочем дне на дорогу уходит в общей сложности от двух до трех часов.

*   *   *

Не разъехаться...

Кристина ЛИВЕР, автолюбитель:

- Чаще всего ДТП случаются из-за превышения скорости и элементарного неуважения водителей друг к другу. По статистике, самыми аварийными улицами краевого центра считаются: Балтийская, Малахова, Шумакова, Юрина, Павловский тракт. Рекорды по ДТП бьет перекресток улиц Ядринцева и проспекта Строителей.

Один из последних примеров. Рано утром, перестраиваясь из одного ряда в другой, автолюбители не уступили один другому дорогу. В итоге - огромная пробка, растянувшаяся от торгового центра “Лента” едва ли не до поворота на улицу Кутузова. Вообще последнее время заметно добавилось количество ДТП на этом участке дороги, особенно на пересечении улиц Малахова и Северо-Власихинской. Дело в том, что здесь уже не первый раз меняют дорожную разметку. К примеру, нанесли новую двойную сплошную, а старую лишь слегка затерли. Выезжающие с улицы Малахова на Северо-Власихинскую автомобилисты попадают сразу между четырьмя (!!!) сплошными. Вот и думай, как ехать. Машины мечутся от одной разметки к другой. Со всех сторон сигналят, ругаются. Понятно, в такой ситуации разъехаться бывает очень сложно...

*   *   *

К вопросу о краске

В Индустриальном районе главные магистрали разгружают с помощью… дорожной разметки.

Перекресток Малахова – Власихинская и дорога на объездную Ленточный бор на глазах меняют режим пропуска в лучшую сторону. Нет, светофоры здесь работают в обычном темпе. Все дело в новой разметке полос. Она меняется буквально каждый день! Теперь на шоссе Ленточный бор с Власихинской можно сворачивать с двух правых полос, а прямо ехать по третьей.

В обратную сторону – на перекрестке Власихинская – Малахова – недавно появились две полосы вместо одной, по которым можно ехать в сторону «Ленты», Новосиликатного и аэропорта.

Раньше городские власти объясняли свою робость в решении проблем пробок в Индустриальном районе и вообще в Барнауле недостатками финансирования. Мол, нет в бюджете миллионов на строительство новых развязок и путепроводов, подземных переходов. Но, оказывается, часть глобальных задач можно решить с помощью… бочки дорожной краски.

По чужой полосе

Удивительное открытие автора этих строк, достойное хотя бы попадания в Книгу рекордов Гиннесса. С улиц Попова, Взлетной, Балтийской через шоссе Ленточный бор до площади Спартака утром (!) добираться на 10-15 минут быстрее, если ехать… на автобусе.

Эти ребята за рулем китайского или корейского автобуса проявляют чудеса. Едут по обочинам, где сам джип не смел, бодро катятся к светофору по чужой полосе. Смешно наблюдать из окна такого «членовоза», как дамы в своих автомобильчиках, застрявших в пробке, красят губы или ресницы, а мужики нервно курят или оправдываются перед клиентами или начальниками по телефону.

А как могла бы измениться в положительную сторону обстановка на дорогах, если бы барнаульские власти по примеру коллег из Западной Европы решили перевозить 70 процентов населения на общественном транспорте, выделив для него специальную автобусную полосу…

«Тормоз перестройки»

Так некрасиво называли железнодорожный транспорт во времена Горбачёва. Скорые поезда прибывали на 2-3 часа позже на конечные станции, грузовые составы тянулись с востока на запад и наоборот со средней скоростью два десятка км в час. Мой однокурсник, после зимних каникул добиравшийся из Красноярска в Москву на «скором», опоздал на сутки!

Для барнаульцев эти времена продолжаются. Железная дорога разрезала город на неравные части, оставив «игольное ушко» - проспекты Калинина, Ленина и Павловский тракт с шоссе Ленточный бор, для связи спальных районов с деловым центром. Автомобили и грузовики здесь идут со скоростью катафалка. Сколько здесь похоронено времени и нервов авто и просто горожан, кто считал?

Между тем этот участок Западно-Сибирской железной дороги давно, по мнению автора, утратил стратегическое значение, какое, несомненно, имел в прежние годы. После моста через Обь и остановки «222 километр» «железку» можно смело пускать в объезд Барнаула через бывшую промзону, а затем продлить улицу Юрина до Красноармейского проспекта, расширить на несколько полос въезд на проспект Строителей с Павловского тракта. Прорубить, как в своё время Пётр I, еще несколько «окон» из сквозных автомагистралей.

Словом, надо присмотреться, так ли уж могуч этот «железнодорожный монстр»? А если ленив и богат – пусть РЖД строит нам путепроводы.

Олег АНТОНОВ.

Фоторепортаж