«Дед Морозов»: фильм, основанный на реальной истории 87-летнего снайпера

19:14, 24 декабря 2023г, Культура 1826


«Дед Морозов»: фильм, основанный на реальной истории 87-летнего снайпера Фото №1

Этот фильм зрители начинают смотреть, купившись на новогоднее название. Но, увлеченные реальной историей самого возрастного участника Великой Отечественной, 87-летнего снайпера Николая Морозова, не могут оторваться до финальных титров.

Чем заняться в тюрьме

Байопик как жанр экранизированной биографии прижился на русской кинематографической почве, поскольку особенно подходит ее героям.

Почетный седовласый академик, коренной петербуржец (роль возрастного Морозова сыграл Аристарх Ливанов, молодого – Николай Шестак) всеми правдами и неправдами добивается отправки на фронт в самое трудное для Ленинграда время блокады. Замотанный военком, который не успевает формировать команды, отмахивается от старика, как от назойливой мухи. Но сдается после шутки высокого военного чина, мол, Морозов – ученый, которого любит Сталин, и даже его авторский семитомник «Христос» стоит у вождя в рабочем кабинете между томами Маркса и Энгельса. Правда в этих словах была. Николай Александрович был знаком со многими знаковыми личностями эпохи – Марксом, Менделеевым, Репиным, Лениным. А до войны и впрямь успел опубликовать свой труд, в котором оспаривал принятую периодизацию христианской истории и аргументировал весьма спорную версию, что древнеегипетское божество Осирис и Иисус Христос – одно и то же лицо. Тезис, отрицаемый, конечно, официальной церковью.

Флешбэк – эффектный прием отсылок в прошлое героя. Иначе как бы мы узнали, что до революции он был народовольцем, бомбистом, сторонником теории тотального террора, за что при царском режиме и попал аж на 30 лет в Шлиссельбургскую крепость. В заточении не сгинул от цинги и туберкулеза, как многие его товарищи. Исцеляться от хворей и тяжелых дум ему помогала навещавшая его княжна Дондукова-Корсакова, известная в России заступница сирых и обделенных. С её подачи Николай впервые задумался о «слезинке ребенка», о том, сколько невинных людей убивает террор. И пока был в заточении, занимался науками, выучил 11 языков. А когда во время революции 1905 года освободился – женился. К слову, в роли жены молодого Морозова Ксении снялась Нино Кантария, внучка сержанта Кантария, того самого, что водрузил флаг Победы над Рейхстагом.

Почему Ленин – брюнет?

Словом, вот такой человек попал на Волховский фронт, в разведроту капитана Струневского. В столь преклонном возрасте он не стал обузой – напротив. Свой опыт выживания в экстремальных условиях и снайперское мастерство передавал молодым бойцам.

Под Минском, в усадьбе Лошица, были обустроены вполне достоверные локации – ленинградского военкомата, немецкой комендатуры, госпиталя. Одно «но», на которое попался режиссер Юрий Попович. Чем дальше от реальных событий, тем больше смахивают на мифы сюжеты новоделов. Исключений немного, навскидку лишь несколько назову – «В августе 1944-го», «28 панфиловцев», «Брестская крепость»…

Притянутые за уши сцены и ляпы «Деда Морозова» заставят недоумевать любого, кто умеет думать и имеет хотя бы общее представление об истории России первой половины ХХ века.

Начнем с Ленина. Его играли в кино много раз, но «дедморозовский» образ достоин «Ники» за эпатажность. Некий брюнет выпрыгивает на зрителя из подворотни, словно бандит, и начинает страстно уговаривать Морозова, давно отказавшегося от идей террора: «А давайте, товагищ, к нам, в геволюционную габоту». Владимира Ильича в незнакомце можно опознать только по этой картавости.

Карикатура № 2. На передовую Морозов приезжает, словно вольноопределяющийся, – в штатском и шапке-«пирожке». К командиру обращается запросто, по-отечески: «Сынок, а подскажи…». Нарушив приказ, самовольно покидает позиции, дабы разглядеть, как работают фашистские снайперы. В это время за его спиной беспомощно беснуется комроты Струневский (Святослав Астрамович) – ему ведь ни свистнуть вдогонку, ни камушком кинуть...

Солдаты на передовой – словно пионеры, играющие в «Зарницу». Интернационал в рядах бойцов писан нарочитыми мазками. Есть здесь еврей – очкарик Яша Мучник, старовер Ломоносов, армянин Харатьян… Странно, что этот иллюстративный ряд не дополнил, скажем, цыган Сличенко…

Политрука (Максим Дубовский) создатели фильма даже фамилией не удостоили, зато навешали на него все, пожалуй, комиссарские штампы постсоветского кино – глупость, хамство, подозрительность по поводу и без.

Ловушка

На пятом месте нашего хит-парада нелепостей – экономия на военных консультантах. В одной из сцен наш боец, спасая товарищей, с зажатой в руке гранатой вызывает немцев на себя. Немало подобных подвигов описано в кино и литературе Великой Отечественной. Но в руках у нашего героя – не РГ какая-нибудь, а «эфка», мощная оборонительная граната с разлетом осколков на 200 метров. То есть, по идее, от наседающих на него фрицев фарш должен был остаться. Ан нет, они лишь слегка ранены, погибает только наш парень.

На шестом – офицеры Красной армии, которые не могут определить расположение позиций немцев на карте, потому что не в состоянии сориентировать ее по сторонам горизонта. При том, что компас обязателен для ношения в командирском планшете. Неизвестно, чем бы закончились их топографические страдания, если бы не перст Морозова, указующий на Полярную звезду: «Север там».

Меж тем лавры могучего русского старика не дают покоя асам вермахта. Ликвидировать его, а заодно и подзаработать, берется немецкий снайпер Вирнсбергер (Филипп Рейнхардт). Однажды он даже взял Морозова в прицел. Знаете, как сценаристы его спасли? Напустили на фашиста волка – обычного, русского, серого. Тут уж не до задания – самому бы спастись. И Вирнсбергер повторяет финт, который мы с вами уже видели в кино раньше. Он по-волчьи скалит зубы и рычит на лохматого. В фильме «Слуга» точно так же поступает Гудионов (Олег Борисов), а в «Таежном романе» – капитан Голощёкин (Алексей Гуськов). С другой стороны, ну а чего изобретать велосипед, если и этот метод работает?

В кадрах еще мелькает «адская машина», которую собрал Морозов. Если знать принцип работы механической сирены, генерирующей инфразвук, и нужные детали под рукой иметь – это реально, пожалуй, даже в условиях передовой. Cвойство человеческого уха воспринимать звуки в узком диапазоне от 16 до 20 тысяч герц действительно использовали на войне. Ниже, от 7 до 13 герц, – инфразвук, «частоты страха». Заслышав его, животные без оглядки покидают зоны бедствий. А у человека он парализует волю, отключает разум, нарушает ориентацию. То, что нужно, когда стоит задача добить врага.

Вопрос к сценарию только один: нужно ли было, пусть даже в угоду легковесности восприятия кино современным зрителем, устраивать этот перформанс из трагической судьбы 2-й ударной армии? Ее двинули из резерва Ставки для усиления Волховского фронта и разгрома фашистов под Ленинградом. Однако ошибки командования, нехватка техники и вооружения привели соединение в окружение. Рота Струневского передвигается, по сути, по оккупированной территории. И встретив в лесу «партизан», командир с политруком, тем самым, очень бдительным, вдруг доверяются «лесным братьям» без всяких проверок. А чего – хлопцы приветливы, гостеприимны, в деревню привели, картохой накормили, самогоном напоили, спать пьяненьких красноармейцев уложили. К утру дом окружили эсэсовцы. Из ловушки мало кто вырвался.

Главный подарок от создателей сериала – это надежда. На то, что, листая в канун Нового года «HD-резку» или «Кинопоиск», подростки наткнутся на название «Дед Морозов» и посмотрят фильм. Ну, хотя бы начнут. А когда не поверят (разве такое может быть?), пойдут гуглить. И вот тогда будут ошеломлены по-настоящему…

СПРАВКА

После 30-летнего заключения бомбист Николай Морозов (1854 г. р.) сдал экзамены за курс университета, защитил степень доктора наук. В 1932 году был избран почетным академиком АН СССР как химик, астроном, историк, культуролог, писатель. В 85 лет, перед войной, окончил снайперские курсы «Ворошиловский стрелок». В 1944-м учредил стипендии для студентов МГУ и Института имени Лесгафта. Кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Ленина (дважды). Умер в 1946-м, в возрасте 92 лет.

Фоторепортаж