Символы и смыслы: в Барнауле открылась персональная выставка Сергея Дыкова

07:40, 29 мая 2023г, Культура 831


Символы и смыслы: в Барнауле открылась персональная выставка Сергея Дыкова Фото №1
Символы и смыслы: в Барнауле открылась персональная выставка Сергея Дыкова Фото №2
Символы и смыслы: в Барнауле открылась персональная выставка Сергея Дыкова Фото №3
Символы и смыслы: в Барнауле открылась персональная выставка Сергея Дыкова Фото №4
Символы и смыслы: в Барнауле открылась персональная выставка Сергея Дыкова Фото №5
Символы и смыслы: в Барнауле открылась персональная выставка Сергея Дыкова Фото №6
Символы и смыслы: в Барнауле открылась персональная выставка Сергея Дыкова Фото №7
Символы и смыслы: в Барнауле открылась персональная выставка Сергея Дыкова Миниатюра №8
Символы и смыслы: в Барнауле открылась персональная выставка Сергея Дыкова Миниатюра №8
Символы и смыслы: в Барнауле открылась персональная выставка Сергея Дыкова Миниатюра №8
Символы и смыслы: в Барнауле открылась персональная выставка Сергея Дыкова Миниатюра №8
Символы и смыслы: в Барнауле открылась персональная выставка Сергея Дыкова Миниатюра №8
Символы и смыслы: в Барнауле открылась персональная выставка Сергея Дыкова Миниатюра №8
Символы и смыслы: в Барнауле открылась персональная выставка Сергея Дыкова Миниатюра №8

Фото Евгений НАЛИМОВ

Персональная выставка Сергея Дыкова «Мифопоэзия» работает в Художественном музее Алтайского края.

Экспозицию, в которую вошло всего чуть более полусотни живописных и графических работ и арт-объектов, сотрудники ГХМАК назвали подарком самим себе к Международному дню музеев. А куратор выставки, научный сотрудник Александр Рыжов, даже сам оформлял графические произведения художника. «Работы Сергея Владимировича любимы всем нашим профессиональным сообществом, – заметила на вернисаже искусствовед Оксана Сидорова. – Но нет такого специалиста, который сказал бы, что они легко читаются. Впрочем, обычный зритель обязательно поймет их, ведь эти архетипические образы запечатлены в нашем сознании».

Отдельная академия

Живописец, график, керамист, сценограф, поэт и педагог Сергей Дыков родился в Горно-Алтайске в 1957 году. Пару лет учился в Новоалтайском художественном училище, затем вернулся на родину, где с конца 1970-х работал преподавателем истории искусств в художественной школе, а также художником-постановщиком республиканского драматического театра. Участвует во всероссийских и зарубежных выставках, а его работы разбросаны по музеям и частным коллекциям всей страны. В 1999-м году Сергей Владимирович стал заслуженным художником России, а в 2000-м – лауреатом премии Демидовского фонда Алтая. С недавних пор живет в Барнауле.

– У него очень рано появилось правильное чувство меры, как будто родилось с ним, – вспоминает известный график и керамист Евгений Скурихин, которого вместе с Дыковым выгнали из училища. – Я видел его работы шестого класса, и уже тогда он обращал внимание на стили, школы, изучал искусство. И в Новоалтайском училище не перестал исследовать эти пласты художественной культуры, что ему в итоге и помешало закончить обучение: он много работал вне программы, не придерживался сухих канонических «гипсовых» заданий… Они, наверное, необходимы большинству художников, но Дыков – это отдельная академия. Камерная, но мощная и убедительная.

Куратор выставки Александр Рыжов говорит, что в основе поисков собственного художественного языка Дыкова лежит, по сути, самообразование. И, конечно, влияние его любимых модернистов: Пикассо, Матисса, Кандинского, Модильяни.

О древних мифах

– Чтобы дать зрителю представление обо всем его многогранном творчестве, нужен десяток персональных выставок, – говорит Рыжов. – Например, здесь практически нет его керамики,  сценографии, эскизов костюмов. В театре он начинал работать простым бутафором, поскольку не имел профильного образования, но его талант быстро признали, и Сергей Дыков оформил в общей сложности около 100 спектаклей, даже работал как режиссер.

Но в том, что касается живописи, в музее постарались дать барнаульским зрителям как можно более полное представление. Работы показаны в ретроспекции, от наивного искусства через сюрреализм – к тому Дыкову, которого сейчас узнают все любители алтайского искусства: яркому, декоративному, закладывающему в каждый свой холст множество символов и смысловых слоев. А вот графика, представленная в музейных коридорах, далеко не исчерпана: как говорит Рыжов, в мастерской художника хранится множество серий, экспериментальных и лиричных, в совершенно разной стилистике.

Так что же такое художественный язык Дыкова? Директор ГХМАК Инна Галкина считает, что, в отличие от многих современных авторов, работающих в теме архаики, Дыков с этим мироощущением буквально родился. «В любой его работе столько внутреннего понимания древности мифов – и тем не менее, они очень современны», – говорит искусствовед.

Вчитаться, вслушаться

Оксана Сидорова замечает, что творчество этого художника терапевтично и музыкально: «Я всегда не только смотрю, но и «слушаю» его работы, и пробежать мимо них на выставке невозможно. Впрочем, значимы не только его предметные образы, нужно обращать внимание на названия его произведений, которые он подписывает на русском и алтайском языках».

С этим согласна художница и поэтесса, давняя поклонница Дыкова Виолетта Метелица: «Вот читаю название: «Птицы в деревьях чувств» – он этими словами что-то цепляет в тебе, как крючком!».

– Он настолько ярок, что им невозможно не увлечься и хочется бежать по тем же тропам, отринуть материальное, он заражает. И на многих сильно повлиял в нашем местном искусстве, – говорит Метелица. – Вот есть у него работа «Облачная дева», а мне кажется, он сам такой: достающий до облаков, большой, воздушный, всегда радостный. И очень щедрый – знали бы вы, сколько работ он просто раздавал!

Гостей выставки и друзей художника куратор Александр Рыжов обрадовал планами и дальше работать «с этим богатым творческим материалом, и как можно скорее поделиться им с публикой, чтобы все увидели, какой значительный художник живет теперь в Барнауле».

Экспозиция «Мифопоэзия» работает в Художественном музее до 3 июня.

Фоторепортаж