В Барнауле выставлены необычные натюрморты

13:12, 12 сентября 2019г, Культура 1437


1
1

Натюрморты, далекие от стандартов жанра, демонстрируются в Художественном музее Алтайского края.

Против всех правил

Идея выставки «Необычный натюрморт» возникла у ее куратора Александра Рыжова во время планового фотографирования работ, находящихся в фондах музея. Потом была написана искусствоведческая статья об оригинальных представителях жанра. В итоге выставка создавалась примерно год, а вошли в нее 18 работ – и то, по признанию самого Александра, странных и неожиданных натюрмортов в собрании ГХМАК хватило бы еще на одну такую выставку.

Если говорить о «золотом стандарте» жанра, то в обывательском представлении натюрморт – это реалистически написанный букет в красивой вазе, возможно, еще фрукты. В сущности, любое обучение рисованию начинается с такой постановочной композиции: юный художник знакомится с предметом и пытается почувствовать его объем и фактуру.

Но когда к этому жанру обращается зрелый автор, зачастую он решает с его помощью уже совершенно другие задачи. Пример из коллекции нашего музея – триптих Александра Андрусенко «Один из нас», в котором работы расположены не слева направо, а сверху вниз, а собственно натюрморт занимает его среднюю часть:

– Несмотря на то, что произведения Александра Борисовича напоминают детские рисунки, это очень глубокий и серьезный автор, в произведениях которого соединяется сразу несколько подтекстов, – говорит Рыжов. – Прямо на картине он пишет текст: «Один из нас. Всем нам, жившим, мечтавшим, творившим и ушедшим» – это уже дает понять, что изображенный им стол с пустыми стаканами и ложками – это поминальный обед. Если посчитать стаканы – их 12, по числу апостолов на Тайной вечере. Один опрокинут и, возможно, символизирует Иуду.

Всматриваясь в картину

Другой гвоздь экспозиции – размещенная на первом этаже музея «Деревня Красная» кемеровского художника Сергея Червова. Куратор выставки говорит, что сначала на этом странном пейзаже на переднем плане заметили чашу, явно изображенную в иконописной манере, а к ней добавлена винная бутылка – уже натюрморт. Потом хранитель живописи разглядел рельефные мазки краски, которые совершенно сливаются с основным изображением. И оказалось, что на этом двухметровом полотне зашифрована невидимая «Троица» Андрея Рублева: ангелы словно охраняют дорогую художнику деревню. При этом и сам деревенский пейзаж написан нестандартно – домики скучены, словно собраны в букет.

Не менее экстравагантным получился натюрморт у известнейшего красноярского живописца Андрея Поздеева (1926 – 1998): пускай на нем букеты, но трудно представить себе что-то более далекое от салонной живописи! А барнаульская художница Майя Ковешникова (1926 – 2013), признанный сибирский мастер тематического натюрморта, представлена в экспозиции картиной «В химической лаборатории» 1967 года. Батарею разнообразных склянок она написала на фоне уютного зимнего пейзажа за окном. 

Некоторые авторы сделали частью натюрморта портреты и автопортреты, кое-кто представил в этом жанре абстрактную живопись, а барнаульский художник Николай Коротков – остроумный трехмерный объект.

Главные точки

Любая выставка становится интереснее, если кто-то обратит внимание зрителей на ускользающие от взгляда детали. Если не экскурсовод, так мобильное приложение. Вот уже примерно год Художественный музей (кстати, первый в Алтайском крае) снабжает выставки из своего собрания технологией дополненной реальности. Так что об основных особенностях работ можно теперь узнать в приложении Artefact, если заранее скачать его на смартфон.

Как рассказывают в музее, проект курирует Министерство культуры РФ. Сведения о работах сотрудники ГХМАК направляют в Москву, откуда присылают специальные пометки, которые потом наклеиваются на этикетки. Если направить телефон на помеченные значками работы, высветятся основные точки (их обычно три) и своеобразный гид по картине.

- Скажем, в натюрморте «Рога и эдельвейс» художника Будкеева точки будут на черепах животных, на ташауре (традиционный алтайский сосуд) и «Красной книге», которая сначала незаметна, –  объясняет Александр Рыжов. – Это добавляет сюжетную глубину произведению: не просто натюрморт, а с социальным подтекстом. Вымирающие животные продолжают исчезать, и человек как составитель «Красной книги» об этом знает.

Сейчас музейщики планируют постепенно снабдить такими пояснениями большую часть коллекции ГХМАК, чтобы в постоянной экспозиции в будущем здании ценность и уникальность работ были поняты любому зрителю.

Фоторепортаж