В барнаульской галерее «Республика ИЗО» открылись сразу четыре выставки

17:00, 11 декабря 2015г, Культура 1859


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

В барнаульской галерее «Республика ИЗО» на минувших выходных открылись сразу четыре выставки, и каждая из них достойна пристального внимания любителей искусства.

Многоликий Казанцев

Персональная экспозиция известного графика и педагога Аркадия Казанцева называется «Мифологема». В ней собраны работы разных десятилетий, выполненные во множестве графических техник, большинство из которых обычному человеку и осмыслить-то не просто.

Тут и крошечный автопортрет (офорт, 2001 год), и эффектная линогравюра «Лети, ковёр…» (2008), и цветной офорт «Рождение песни» из серии «Финляндия» (2006), и карандашные работы, и эффектные цветные вещи в смешанных техниках, остроумно и лихо обыгрывающие этнические мотивы. В общем, как принято говорить в подобных случаях, трудно поверить, что все это сделано одним художником.

А еще здесь есть книжная графика, редкая гостья выставочных площадок Барнаула. Аркадий Казанцев известен как иллюстратор имиджевых книжных проектов, вышедших в последние годы на Алтае при содействии краевой администрации. Здесь же вниманию зрителей представлены иллюстрации 2015 года из сборника алтайских сказок, изданного в Германии. Они выполнены на черной бумаге в смешанной технике. Однако поражает в данном случае как раз не техническая изощренность, свойственная практически любой работе Казанцева, а поистине космический масштаб происходящего на этих таинственных темных листах небольшого формата. Масштаб, который редко оказывается по силам современным художникам, иллюстрирующим национальные предания, но который мифу очень к лицу.

Найти ключ

Настоящей сенсацией и знаковым событием в культурной жизни города назвал галерист Вадим Климов еще одну выставку, открытую 5 декабря: поэт и драматург, а в миру – психиатр, профессор АГМУ Александр Строганов теперь известен нам еще и в качестве художника. Его персональная экспозиция называется «Асбест» и представляет абстрактную живопись, а также графический тетраптих «Дарвин».

«Зрителю нужно углубиться в смысл и найти те ключи, которые Александр Строганов нам оставил, начиная с названия выставки и каждой работы и заканчивая тем знаком, который обязательно присутствует где-то в картине, чтобы зацепить наше сознание и выстроить ряд ассоциаций», – объясняет Вадим Климов.

Этот тайный знак иногда присутствует в виде маленького обрывка черно-белого фотопортрета, к тому же заляпанного краской, как в работах «Асбест. Клее», «Асбест. Бродский» или «Асбест. Ходасевич». Часть работ отсылает к древним, но вечно пересказываемым заново сюжетам (пентаптих «Асбест. Улисс»), другие можно воспринимать как метафизический портрет («Асбест. Ротко»). Впрочем, даже если пресловутые ключи ускользают, это не мешает просто наслаждаться живописью: у Строганова редкий дар наделять брызги краски философской глубиной и многозначительностью.

Север и юг

Еще одно помещение «Республики ИЗО», отдельный маленький зал, поделили на двоих молодые художницы Полина Горбунова и Лидия Азаева.

Полина – график, член Союза художников, ее большие ясные монохромные работы, нарисованные углем или акрилом и изобилующие деталями и подробностями, всегда очень заметны на любых групповых выставках и неизбежно запоминаются. В данной экспозиции она представила большеформатный диптих «История Торольва и Сигни», столь же эффектный триптих «Сольвейг» (художницу вдохновляет северный миф, эпос, костюм), а также результаты удачного эксперимента с цифровой печатью – серию «Игрушки».

Ну а Лидии Азаевой принадлежит столь же характерная живопись: небольшие пастельные пейзажи на самую что ни на есть южную тему – «пальмы и море», а также большеформатные ню в технике «уголь, акварель». Несколько лет назад на своих первых выставках художница запомнилась поразительным цветом – открытым и ярким в бесстрашных сочетаниях малинового с оранжевым и зеленым. «Кажется, я насытилась этой яркостью», – говорит Лидия. Сегодня ее живопись выглядит совершенно иначе, и причиной тому – увлечение пастелью, повлекшее усложнение цвета. Однако свойственная художнице мощь и монументальность никуда не делись.

Искусство мимолётное

С песочными шоу и анимацией многие барнаульцы уже знакомы. А теперь могут познакомиться с песочной графикой: в галерее стартовала I Международная выставка «Вне времени», на которой свои работы продемонстрировали 38 авторов из России, Украины и Белоруссии, работающие в технике sand art.

Куратор проекта художник и педагог Ирина Казанцева говорит, что ее с рисованием песком свел случай как раз в тот момент, когда она искала свой путь и свое «лицо». И спустя четыре года она все еще находится под сильным впечатлением от этого искусства.

Sand art – искусство мимолетное, зафиксировать результат можно посредством фотографии. На выставке вы увидите портреты, пейзажи, символические и абстрактные работы, и трудно до конца поверить, что обыкновенный песок позволяет художникам добиваться столь волшебных эффектов.

Фоторепортаж