Расти, рыбка...

00:00, 09 июля 2013г, Общество 2035


Расти, рыбка... Фото №1

3 июля в пойме реки Оби в районе барнаульского посёлка Затон впервые прошла акция зарыбления, в которой приняли участие представители пяти промышленных предприятий.

Пока подъезжали к разлившейся протоке Талой, представляла, как маленькие рыбки, выпускаемые в воду, махнут на прощание хвостиками и, возможно, удастся одной из них заглянуть в глаза. Ведь они получают свободу и пускаются в самостоятельное плавание.

Подкупало выражение «подросшая молодь», отсюда такие фантазии. На самом деле в пластиковых баллонах, наполовину заполненных водой, наполовину – кислородом, бодро плавали крошечные головастики весом двадцать миллиграммов. Ещё 15-20 дней назад они были икринками. Ни одного хвостика, тем более глаз рассмотреть не удалось. Внутри ёмкости кишела микроскопическая стая – будущий весомый улов для рыбаков. Специалисты пояснили, что сейчас у головастиков только начинает формироваться чешуя, поэтому их правильно называть подросшей молодью, а мальками они станут чуть позже.

На протоку Талую мы прибыли целой колонной: представители Росрыболовства, специальной комиссии, созданной по приказу этого ведомства, организации, занимающейся разведением рыбы, и пяти предприятий, причинивших вред биологическим ресурсам края. Суть происходящего пояснил заместитель начальника Алтайской рыбинспекции Демьян Гаер:

- В нашем реестре числится 54 таких предприятия. Раньше за ущерб, нанесенный их производственной деятельностью окружающей среде, они платили компенсацию в местные бюджеты. Эти деньги шли на что угодно, только не на восполнение рыбных запасов наших водоёмов. Недавно законодательство изменилось, теперь предприятия обязаны восполнять эти ресурсы, зарыбляя водоёмы, то есть сами закупать молодь и выпускать её в реки.

Первыми на это пошли компания «Золото Курьи», Иткульский спиртзавод, «Бийск-энерго», Барнаульская генерация (ТЭЦ-2), администрация Красногорского района. Кстати, её ущерб самый маленький: во время взрыва льда весной в реке погибла часть рыбы. Более значительный урон ей наносит работа Бийской и Барнаульской ТЭЦ-2. Чтобы покрыть его, им пришлось закупить соответственно свыше полумиллиона и 278,5 тысячи подросших личинок сазана.

Температура воды в протоке Талой в этот день составляла 19 градусов, в баллонах – на один градус теплее. Чтобы выравнять её, целый час ёмкости пролежали на мелководье. Судя по скорости, с которой внутри них курсировали головастики, никакого дискомфорта те не почувствовали. Пришла пора выпускать их на волю. Специалисты-рыбоводы Андрей Иванов и Сергей Седлецкий, зашедшие по колено в протоку, приступили к вскрытию баллонов. Без резких движений, осторожно зачерпнули внутрь воды, подождали немного, пока она там перемешается с привозной, и стали тихонько выливать обратно. Словно измельчённая серая масса, молодь сазана посыпалась в прогретое мелководье. Нам с берега было не видно, но Андрей махнул рукой вперёд: «Поплыли!»

Представители предприятий, закупивших рыбное поголовье, внимательно наблюдали за процессом. Рядом оказались главный инженер Иткульского спиртзавода Ольга Клюкина и старший экономист Юлия Шипунова, они сообщили «АП»: «Мы закупили более 154 тысяч личинок сазана, как нам было предписано комиссией, определяющей ущерб рыбным запасам, наносимый деятельностью предприятия. Надеемся, что это возместит потери».

Откуда же берётся молодь? В свое время в Научном городке для этой цели был построен экспериментальный питомник при НИИ животноводства. С ними стала сотрудничать организация «Корал», которая занимается рыбоводством около сорока лет. Председатель правления фирмы Виталий Арский поясняет:

- Мы построили пруды, питомники, инкубационные цехи, отработали современную технологию получения молоди. Самое главное, что для её выращивания из икринок сегодня не требуется громадных прудовых площадей. Достаточно бассейнов и так называемого стартового корма природного происхождения – рачков артемии, обладающих высокой энергетичностью. В озёрах нашего края рачков достаточно. Берём проклюнувшихся личинок в питомнике и растим их до выпуска в водоёмы. Занимаемся производством естественных для наших мест видов рыб: карп, толстолобик, белый амур, щука, судак. Сегодня выпускаем в протоку Оби сазана.

- А икра откуда?

- У нас маточное стадо, икру получаем заводским способом (её производители при этом не страдают), промываем молоком от слизи, перемешиваем, оплодотворяем и загружаем в крутящиеся инкубационные аппараты, где она находится во взвешенном состоянии Через три – пять дней, в зависимости от температуры воздуха, из икры вылупляются личинки. Их отсаживаем в специальный бассейн и начинаем откармливать микроскопическими молодыми рачками артемии. Кстати, на Алтае ежегодно добывают 1200 тонн цысты - яиц рачков, но этот вид быстро восстанавливает свою популяцию. Они размножаются каждые 20 дней в геометрической прогрессии. Их количество регулирует только существующая кормовая база. Тем не менее цисты стоят не дёшево, каждый килограмм – более 1500 рублей, – говорит Виталий Арский.

Он вспоминает, что раньше Алтайский край по рыбоводству занимал 3-4 место в стране. Озёр у нас много, были рыбоводческие хозяйства, многие крупные колхозы имели свои пруды. А сейчас в Сибирском федеральном округе мы на последнем месте. «Из-за запутанного законодательства этим некому заниматься. Не определены пользователи водоёмов, которые должны вкладывать деньги в разведение рыбы. Недавно Совет Федерации подписал закон «Об аквакультуре», должно что-то сдвинуться с места. А пока на базаре вся рыба привозная. У нас даже была выведена порода алтайский карп. Сегодня другие регионы его разводят и нам продают, – сетует Виталий Васильевич.

Пока мы беседуем, в протоку бережно выпустили 12 баллонов рыбной молоди, а это почти 500 тысяч головастиков. Вторую половину баллонов вскрыли в заводи чуть подальше. Аплодисментов не было. Вместо этого члены комиссии, которые во время закупки присутствовали при взвешивании рыбоводной продукции, доставке её на место и выпуску в водоём, стали подписывать с представителями предприятий соответствующие акты. В общей сложности протока пополнилась крошечными рыбками в количестве 950 тысяч штук. Сразу возник вопрос, есть ли у них в воде враги? Да, это хищные породы рыб, которые водятся в Оби: щука, окунь, судак. Но пока мы находились на протоке, ни одного всплеска большой рыбы не увидели, а вот комаров и мошек здесь предостаточно.

Демьян Гаер особо отметил, что Виталий Арский – один из немногих предпринимателей в крае, кто по-настоящему озабочен тем, чтобы рыба в наших водоёмах не исчезла. Если большинство зарыбляют свои пруды, Виталий Васильевич пополняет молодью естественные водоёмы, которыми пользуются все. Два года назад запустил судака и сазана в озеро Горькое-Перешеечное, что в Егорьевском районе. Зимой ставил там корабль, чтобы тот работающим винтом создавал аэрацию, спасая рыбу от замора.

- Арский – легенда среди рыбоводов Алтая. Начинал простым рыбаком, потом был бригадиром, трудился в Алтайрыбпроме. Он пополнил рыбной молодью Гилёвское и Сорочье-Логовское водохранилища, хотя её производство обходится не дёшево, учитывая дорогой корм, электричество и прочее. А в последние годы он мечтает построить цех по выращиванию осетровых на Яровом. Там есть скважина, тёплая вода, приобретено помещение. Дело лишь за оформлением разрешительных документов.

Следующий выпуск молоди, закупленной предприятиями, должен состояться 10 июля. В нём уже изъявили желание принять участие Бийский водоканал и Барнаульская ТЭЦ-3, которые сделали заявку на закупку подросших личинок. Кстати, сроки их выпуска ограничены. Это должно происходить при определенной температуре воздуха и воды, лучше весной, чтобы мальки к зиме успели подрасти. Но нынче погода задержала. После 10 июля зарыбление проводиться не будет.

Фоторепортаж