Обучить и трудоустроить

Ограниченные возможности не должны стать запретом на работу

00:00, 30 марта 2011г, Общество 1872


Обучить и трудоустроить Фото №1

О том, как сложно устроиться на работу вчерашним выпускникам, каждый из нас знает не понаслышке. А теперь представьте, каково приходится выпускникам с ограниченными возможностями по здоровью.

И ограниченные возможности – это не сниженный иммунитет, а, например, отсутствие слуха, зрения, ДЦП и так далее. Понятно, что такие люди смогут трудиться далеко не на каждом предприятии и не на каждом производстве. С другой стороны, далеко не каждый работодатель решится взять на работу особенного сотрудника, даже если центр занятости окажет ему финансовую поддержку. Ведь при этом придется делать скидку на быструю утомляемость и особую психику, создавая специальные условия труда и специализированные рабочие места для инвалидов.

Кто поможет ребятам? Кто направит в нужное русло? Кто убедит работодателей решиться на серьезный шаг? Только педагоги. В Бийске одним из основных инициаторов такой работы является профессиональное училище № 4. Потому что именно здесь учатся особенные ребята. И именно отсюда они выходят во взрослую жизнь с дипломами столяров, маляров, пекарей, операторов ЭВМ и еще многих других профессий. Причем вопросы трудоустройства в училище возникают не во время выпускного вечера, а на самом начальном этапе – этапе приема документов для поступления. Все для того, чтобы понять, насколько в дальнейшем ученик намерен работать по специальности. И вообще – работать. Дело в том, что далеко не каждый с ограниченными возможностями хочет и готов работать бок о бок со здоровыми людьми. Мотивация трудиться – вот другая проблема, которая не дает многим жить полноценной жизнью.

Все эти вопросы и проблемы были вновь подняты на «круглом столе» в ПУ № 4. Причем не только в кругу преподавателей и учащихся, а с привлечением самих работодателей, депутатов городской думы, представителей общественных организаций.

Общение началось с выступления Алевтины Бондаревой, старшего инспектора отдела начального профессионального образования управления по образованию и делам молодежи. Так, она рассказала, что помимо профессионального училища № 4 в Алтайском крае еще в 11 учебных заведениях открыты двери для ребят с ограниченными возможностями. Таких учащихся немного – всего 745. Большинство обучается в специальных коррекционных группах. И кроме освоения непосредственной профессии во многих учебных заведениях учат правильно составлять резюме, общаться с будущим работодателем, даже правильно одеваться, собираясь на собеседование. Для этого разработали специальные курсы: «Основы эффективного трудоустройства» (32 часа), «Основы предпринимательской деятельности» (72 часа), «Построение карьеры» (32 часа).

Вся работа по трудоустройству особых выпускников в крае ведется в рамках краевой целевой программы «Содействие занятости населения Алтайского края на 2007-2010 годы». Создание условий для трудоустройства, адаптации и дальнейшего профессионального роста выпускников является одной из основных задач краевой целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края на 2008-2012 годы», принятой по инициативе губернатора Алтайского края Александра Карлина.

И начинается такая работа с организации производственных практик и стажировок, выполнения подрядных работ и заказов от предприятий, приглашения работодателей на итоговую аттестацию. В надежде на то, что кого-то заметят и пригласят. А для мотивации трудиться хороши встречи выпускников, когда ребята на своем примере рассказывают, чего можно добиться в жизни. К слову, по статистике, после окончания училищ выпускники с ограниченными возможностями устраиваются на работу, связанную в основном с социальным обслуживанием населения, оказанием услуг, производством товаров народного потребления.

Подводя итог работы «круглого стола», его участники пришли к выводу, что в крае все-таки отсутствует базовая (и межведомственная по своему характеру) стратегия развития системы профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями, дающей однозначные ответы на вопросы: кого учить, где, как и по каким профессиям/специальностям, где и как трудоустроить. При этом необходимо учитывать потребности работодателей в необходимости профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и из числа взрослого трудоспособного населения. Учитывать требования рынка труда и возможности трудо-устройства.

Фоторепортаж