Искренне о сложном

Самый нервный этап главного краевого конкурса педагогического мастерства выявил фаворитов

00:00, 23 марта 2013г, Общество 1302


Искренне о сложном Фото №1

В четверг в рамках конкурса состоялось очередное испытание, которое называется «Разговор с учащимися». Учителя должны побеседовать с совершенно незнакомым классом на одну из этических тем. Причем выбирали ее сами дети, а учителям об их решении сообщали буквально за 20 минут до начала занятий! Днем раньше конкурсанты провели свои уроки, и многие из тех, кто был недоволен собой, возлагали на этот разговор большие надежды. Ну а корреспонденты «АП» благодаря этому заданию узнали прекрасные притчи и поговорки – причем столько, сколько не слышали за всю жизнь.

Юлии Зориной, учительнице немецкого языка из Полевской средней общеобразовательной школы Немецкого национального района, достались самый младший 4 «Б» класс и тема «Дружба важнее всего». Стараясь не показать волнения, Юлия Петровна помогает детям усесться в кружок вокруг нее. Уточняет время и подводит часы, стоящие в кабинете (днем ранее неточные часы сыграли с ней злую шутку – не хватило каких-то трех минут для идеального завершения урока).

– Как вам удобно, с открытыми или закрытыми дверями? – спрашивает у детей.

– С закрытыми! – хором говорят дети. Члены жюри тихо смеются.

– Пока не прозвенел звонок, расскажите, что хорошего у вас случилось сегодня утром! – предлагает учитель.

– Когда мы ехали в школу, бензин закончился, – звонко отвечает один мальчик. Строгое жюри хохочет.

Непосредственные четвероклассники считают секунды до начала занятия, вспоминают пословицы о времени. Юлия Петровна оговаривает правила поведения (уважать чужое мнение, не перебивать, высказываться по очереди и т.п.). Наконец звенит звонок, и учитель признается, что очень рада, что дети выбрали именно тему дружбы.

Каждый такой разговор длится двадцать минут, причем поначалу время тянется медленно, а к концу о нем, наоборот, забываешь. Учителя довольно быстро справляются со своим волнением и вскоре, кажется, вообще перестают замечать, что в классе есть еще кто-то кроме них и детей.

Когда звенит звонок с урока, выясняется, что временные подопечные Юлии Зориной сказали еще не все важное, и берут ее в плотное кольцо.

– Нам показалось, вы немного волновались? – спрашиваем учительницу.

– Волнение было в самом начале, но мне о-очень понравились дети! Вы просто не видели их глаза, такие лучистые, солнечные! Если честно, мне кажется, что разговор удался. В том числе и потому, что после занятия ко мне подошли три человека, которым хотелось сказать мне что-то важное. Значит, зерно упало в плодотворную почву!

- Вы довольны доставшейся вам темой?

- Для четвертого класса она благодатная, это именно то, о чем дети в таком возрасте хотят говорить. То, что им близко. Еще я очень довольна детьми. Такие словоохотливые! Ведь наша задача была в том, чтобы разговорить их, и они разговорились! (Смеется). Меня удивила девочка, сказавшая: «Если бабушка заболела, дружба уходит на второй план». Еще я ждала, как они решат этическую дилемму, заданную в стихотворении: как не предать друга и не рассказать взрослым о его проступке, но одновременно дать ему понять, что он не прав. И мне понравилось, что один мальчик, Егор, долго обдумывал эту ситуацию и дал правильный ответ.

В четверг в рамках конкурса состоялось очередное испытание, которое называется «Разговор с учащимися». Учителя должны побеседовать с совершенно незнакомым классом на одну из этических тем. Причем выбирали ее сами дети, а учителям об их решении сообщали буквально за 20 минут до начала занятий! Днем раньше конкурсанты провели свои уроки, и многие из тех, кто был недоволен собой, возлагали на этот разговор большие надежды. Ну а корреспонденты «АП» благодаря этому заданию узнали прекрасные притчи и поговорки – причем столько, сколько не слышали за всю жизнь.

– Как учитель немецкого языка, вы обычно, наверное, работаете с более взрослыми детьми?

– У нас очень маленькая школа, поэтому получается, что я работаю с детьми со второго по одиннадцатый класс. Опыт работы в начальной школе был мне сегодня очень полезен! Дело в том, что в начальной школе ты просто так с урока тоже не уйдешь. Есть дети, которым нужно обнять тебя, прижаться, и их всех необходимо выслушать. Так что тут – как дома!

Коллеге Юлии Петровны (и сопернице по филологической номинации) Лилии Фроловой из барнаульского лицея № 130
«РАЭПШ» в собеседники достался 7 «А» класс. Тема – «Жизнь дана на добрые дела». И первый же ее вопрос: «Какое доброе дело вы сделали с утра?» – ставит школьников в тупик.

Подростки вообще ведут себя куда скованнее, чем четвероклассники, отвечают очень тихо, поначалу стесняются и надолго зависают над вопросами. Тем не менее за двадцать минут Лилии Сергеевне удается внушить им доверие. Она тоже цитирует стихи, рассказывает притчи (о мудреце и бабочке, о плачущем счастье). В конце даже напоминает детям гимн их родной 55-й школы, пришедшийся очень кстати. В какой-то момент выясняется, что она заготовила для детей бумажных бабочек, символизирующих самое сокровенное желание.

А в кабинете, где проходила беседа еще одного участника этой номинации, Дмитрия Васильева из Усть-Козлухинской школы Краснощековского района, на доске обнаруживается таинственная формула – результат коллективного мозгового штурма на тему дисциплины.

– Я не случайно выбрал 8 класс для этого задания – мне интересно общаться с детьми, находящимися на переломном этапе жизни, – говорит Дмитрий Анатольевич. – А этот возраст определенно перелом. Их представления о мире сейчас – некие качели, то вправо, то влево. Мне импонировало, что дети иногда ошибались в определении каких-то понятий, потому что я не могу понять человека, который вообще не ошибается. Толстой, кстати, считал, что для того, чтобы понять истину, в жизни нужно ошибаться.

– Какие у вас впечатления от выступления на этом этапе? – спрашиваем Дмитрия Анатольевича.

– Знаете, здесь проверяются психологические качества учителя. Не скрою, у меня сначала был легкий мандраж. Даже не от того, справлюсь или нет. Больше волновал вопрос, сможем ли мы найти с детьми общий язык. Но я посмотрел им в глаза и увидел в них желание говорить на сложные темы. Как ни странно, крутых поворотов в разговоре не было. Дети старались осознать поставленные перед ними проблемы и даже формулировали их самостоятельно. Именно ребята позволили нам в итоге расширить тему до философских масштабов, и две эти формулы на доске выведены ими.

– Победители прошлых лет рассказывали, что именно это задание оказывалось самым сложным.

– Оно действительно непростое в психологическом плане. Этот тур – чистой воды экспромт. Мы перебарываем себя, переходим некий рубеж и очень стараемся.

Днем раньше конкурсный урок Дмитрия Васильева был посвящен биографии Льва Толстого. «Тема большая, противоречивая, уложиться в отведенные 30 минут почти невозможно. Нужно было найти зерно, которое выведет на уровень понимания духовного мира Льва Николаевича Толстого. Потому что следующее звено в рассмотрении его творчества – это роман «Война и мир», – объясняет учитель. – После урока я поблагодарил ребят. Мне достались не просто умные дети – они понимающие, они личности, у каждого была своя ярко выраженная позиция, с чем-то они не соглашались. В принципе, я думаю, что если в процессе урока происходит выявление личностных качеств детей, то урок удался».

Также участник конкурса благодарит за поддержку коллегу, приехавшего за 300 километров поболеть за него, и главного методиста района. С таким тылом, говорит Дмитрий Васильев, просто неловко уронить планку.

Большой неожиданностью стала выбранная детьми тема для Елены Казаниной, учителя ИЗО из Сростинской школы им. В.М. Шукшина. 10 «А» решил обсудить с ней, что такое любовь.

– Я думала, в этом возрасте еще сложно говорить на такие темы, – призналась Елена Александровна. – Но дети мне сказали, что для них сегодня это очень важно. Удивило и то, что дети говорили очень искренне, и все согласились, что в жизни каждого человека должна быть любовь. Просто сейчас, по их словам, им более понятна любовь родительская. Честно говоря, мне казалось, что они должны выбрать тему «Страна, в которой я хотел бы жить» или «Что я хочу дать миру и что от него взять», а получилось, что у молодых людей более возвышенные интересы.

В качестве воспитательного момента педагог затронула тему любви к Родине и тоже рассказала притчу.

Случились неожиданности и на конкурсном уроке: пятиклассники огорошили ее заявлением, что не умеют рисовать.

– Я им сказала: не может такого быть, даже дельфины рисуют! – смеется Елена Казанина. – Мы изображали музыку Чайковского «Вальс цветов»: кто-то делал коллаж, кто-то работал в смешанной технике с флуоресцентными карандашами и акварелью. В итоге детям так понравилось, что я их не могла остановить! Предложила в конце сделать выставку, а они мне: «Нет, мы еще докрасим!»

По словам председателя номинационного жюри филологов – доцента кафедры теории и методики преподавания языков и литературы АКИПКРО Ларисы Шелковниковой, у судей есть четкие критерии оценки этого испытания. Они смотрят на глубину понимания обсуждаемой проблемы, умение слушать и правильно реагировать на выступление детей, способность всех вовлечь в обсуждение. Каждый навык оценивается по пятибалльной шкале.

– Но самое главное здесь – уметь зажечь темой так, чтобы это было интересно даже судьям, – говорит Лариса Федоровна. – Все обсуждаемые сегодня проблемы очень неоднозначны, и если дети уйдут с этой встречи с неким вопросом, будут думать о нем – это, наверное, самый большой эффект.

Учителям пришлось действовать в ситуации спонтанности, импровизации, объясняет Лариса Шелковникова. Нужно было показать свою эрудицию, умение реагировать и взаимодействовать. Все темы – воспитательного плана, этические, а это значит, что любой учитель-предметник должен быть многогранным.

 

Кстати
По результатам первых туров конкурса была выбрана пятерка финалистов, и вчера состоялись последние испытания: урок со взрослыми и публичная лекция. А ближе к вечеру в филармонии на торжественной церемонии открытия были названы победитель и лауреаты конкурса.
О награждении конкурсантов мы расскажем в ближайших номерах «АП».

*   *   *

Самый молодой

Когда верстался номер, стало известно, что победителем конкурса «Учитель года Алтая-2013» стал его самый молодой участник - учитель информатики барнаульского лицея № 124 Алексей Лисин. Он родился в 1986 году, окончил АлтГПА, а в лицее работает с 1 сентября 2010 года.

В пятерку финалистов вошли также:

Юлия Азизова, учитель английского языка кулундинской школы № 3, Оксана Барбашова, учитель начальных классов Веселоярской школы Рубцовского района, Елена Казанина, учитель изо, искусства и МХК Сростинской школы им. В.М. Шукшина, Наталья Танкова, учитель русского языка и литературы Мамонтовской школы.

Фоторепортаж