На Алтае стартовал региональный этап Всероссийской олимпиады школьников

13:00, 19 января 2016г, Образование 1540


1
1

На прошлой неделе стартовал региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. Традиционно на нее приглашаются победители и призеры муниципального этапа текущего года, а также регионального этапа прошлого учебного года. В Алтайском крае олимпиада школьников проходит по девятнадцати общеобразовательным предметам из 21.

Строго, как на ЕГЭ

Начался региональный этап 13 января с олимпиады по французскому, а завершится 9 февраля устным туром олимпиады по немецкому языку. К участию приглашены 795 школьников 9-11 классов из 10 городов и 53 районов края. Корреспондентам «АП» довелось присутствовать на первом туре олимпиады по географии, который состоялся в минувшую пятницу.

– Что особенного в этом году: если ранее Министерство образования и науки только задавало четкое расписание предметов, то сейчас регламентирует и время начала испытаний в зависимости от часового пояса, – рассказывает начальник отдела общего образования Главного управления Ирина Дроздова.

По ее словам, задания приходят из оргкомитета Всероссийской олимпиады в день проведения испытаний, а когда дети заканчивают решать задачи, в регион поступают и ключи к заданиям для членов жюри. Естественно, задания отличаются в зависимости от часового пояса – все строго, как на ЕГЭ. Кроме того, работы победителей и призеров регионального этапа выставляются в единой информационной системе, так что заслуженность выставленных им баллов тоже проверяется.

Победители и призеры регионального этапа участвуют в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, ну а его призеры в свою очередь имеют право внеконкурсного поступления в любой вуз страны. «И не просто внеконкурсного – вузы буквально охотятся за этими детьми», – подчеркивает Дроздова. В прошлом году участниками заключительного этапа стали 30 школьников из нашего края, девять из них заняли призовые места. Как правило, наши дети побеждают по физике, химии, русскому языку, географии, литературе и информатике.

Как снежный ком

Учитель географии и директор Айской средней школы Алтайского района Светлана Ольгезер на региональный этап привезла своего ученика – десятиклассника, уже решившего связать свое будущее с географией. Ее ученики успешно представляли край на заключительном этапе олимпиады, сейчас они учатся в вузах.

– Отрадно, что географией в нашей школе увлекаются дети не случайные, одаренные, – говорит она. – Я сама очень люблю свой предмет, и мне кажется, что главная задача педагога состоит именно в том, чтобы привить эту любовь ученикам. Хотя это, безусловно, большая дополнительная нагрузка для учителя: невозможно сидеть сложа руки, а потом взять и выиграть олимпиаду. Это ежедневный, еженедельный труд. И я бы посоветовала коллегам – директорам школ оценивать его через стимулирующие выплаты учителям.

Председатель предметного жюри олимпиады по географии доцент кафедры физической географии и геоинформационных систем 
АлтГУ Галина Ненашева, которая уже несколько лет оценивает работы на региональном этапе, говорит, что задания очень сложные:

– Вопросы всегда предполагают развернутый ответ. Они как снежный ком, и при проверке мы уделяем внимание малейшим нюансам рассуждений школьника. Буквально каждая его фраза может добавить несколько десятых балла, и так складывается общая оценка. Пример? Часто встречаются задания определить по некоему набору слов или по диаграмме тип климата, потом назвать регион России, которому он присущ, перечислить, что в нем будет произрастать и, наконец, выделить сельскохозяйственную специализацию. То есть мы начинаем с малого – с какого-то компонента геосистемы – и выходим на понимание общих закономерностей.

– На географии детям необходимо пространственно-временное мышление, – продолжает Галина Ненашева. – Кроме того, полезно как можно больше читать, причем не только школьные учебники. Например, в прошлые годы были интересные задания, связанные… с литературой. Поэт описал некое погодное явление, а нам нужно описать его географическим языком. Это олимпиада, нужно знать как можно больше!

Задачи с подвохом

С тем, что олимпиадные задания весьма непросты, согласен ежегодный участник и многократный победитель интеллектуальных состязаний разного уровня Дмитрий Сычев, одиннадцатиклассник барнаульского лицея № 124. В 2014 году он победил на региональном этапе по астрономии, физике, химии и математике, а также стал абсолютным победителем заключительного этапа по физике. В 2015 году он на уровне края одержал победу по астрономии, физике, математике и информатике, а на российском уровне стал призером по физике. В этом году он уже стал лучшим в крае по астрономии.

Кстати, астрономии как предмета в школе уже давно нет и Дима говорит, что готовился по старым школьным учебникам. Кроме того, несколько человек в его классе отдельно занимаются с учителем физики, изучают расположение созвездий и законы движения планет.

– Самой первой у меня была открытая олимпиада Барнаула по математике – устная, там требовалось рассказать решение задачи одному из членов жюри и общаться с преподавателем вуза было очень интересно! – вспоминает школьник. – Я тогда учился в седьмом классе, увлекся точными науками, потом попал в центр дополнительного математического образования к Дмитрию Николаевичу Оскорбину, кроме того, занимался физикой с преподавателем АлтГУ Константином Васильевичем Соломатиным. Постепенно перечень предметов, по которым я участвовал в олимпиадах, стал расширяться.

– Особенность олимпиадных заданий в том, что нужно сначала догадаться, что имеется в виду в условии задачи, а потом уже применять формулы из учебника. На заключительных этапах олимпиад часто бывают задания на процессы, которые, кажется, противоречат здравому смыслу и повседневному опыту человека. Например, на заключительном туре олимпиады по физике как-то была такая задача: человек стоит в автобусе с гелиевым шариком и автобус начинает тормозить. Нужно было выяснить, как будет отклоняться шарик. Сперва кажется, что раз все предметы по инерции будут двигаться вперед, то и шарик тоже, но поскольку он легче воздуха, то воздух, наоборот, будет выталкивать его назад. Словом, чтобы добиться серьезных успехов на высоком уровне, нужно много практиковаться в решении задач.

С результатами регионального этапа олимпиады можно ознакомиться на сайте «Одаренные дети Алтайского края». А заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников пройдет весной.

Фоторепортаж