Алтайский край в два раза больше продает, чем покупает

12:37, 27 января 2016г, Общество 1858


1
1

С итогами внешнеэкономической деятельности и мерами по ее стимулированию в Алтайском крае познакомили на прошлой неделе предпринимателей, занимающихся торговлей с заграницей.

Статистика

Минувший год для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) оказался не самым удачным. По мнению заместителя начальника Алтайской таможни по экономической деятельности Дмитрия Линника, предприниматели ощущали определенные трудности, связанные в первую очередь с внешнеполитической обстановкой. В результате за 2015 год товарооборот ВЭД составил $546 млн, что на 30% ниже уровня 2014 года. Напомним, что и в 2014 году также наблюдалась отрицательная динамика.

Если анализировать структуру ВЭД, то в прошлом году товарооборот снизился со странами ближнего зарубежья на четверть, со странами СНГ – почти на треть. Алтайский край в два раза больше продает, чем покупает, то есть 68% товарооборота приходится на экспорт ($374 млн). Положительное сальдо торгового баланса – хороший признак. Лучшим из двух зол является и то, что темпы сокращения экспорта не так велики, как импорта. Это можно объяснить дешевеющим по отношению к доллару рублем.

На сегодня в крае порядка 800 участников ВЭД. Причем по итогам года их число сократилось примерно на 5%, тогда как участников ВЭД из других регионов и торгующих через Алтайскую таможню уменьшилось процентов на тридцать.

В основном предприятия региона торгуют со странами дальнего зарубежья – на них приходится 75% экспорта.

Иностранные партнеры алтайских предприятий находятся в Китае, США, Афганистане, Германии, Индии, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане, на Украине и в Киргизии. При этом на долю Китая приходится 52% оборота, США – почти 18%.

Как правило, в Китай и страны Средней Азии из Алтайского края вывозятся древесина и пиломатериалы, природный сульфат натрия; свинцовый концентрат, муку, охотничьи патроны приобретают США, Украина,  Армения, Узбекистан и Румыния.

Среди крупнейших экспортеров можно отметить Барнаульский патронный завод, «Агросибраздолье», «Кучуксульфат», Рубцовский ЛДК, Алтайский шинный комбинат.

Взамен алтайские предприятия закупают оборудование и запасные части к нему.

Дмитрий Линник отметил, что товарооборот между странами Евразийского экономического союза вырос на миллиард рублей. Но это не говорит о росте физических объемов экспорта. Просто расчеты ведутся в российских рублях, курс которых по отношению к американскому доллару снизился. Основным партнером алтайских предприятий в этой группе стран остается Казахстан. Его товарооборот вырос и приблизился к товарообороту с Китаем.

Из Алтайского края поступает в Казахстан и Белоруссию на 30% больше товаров, чем возвращается к нам.

Инфраструктура

Замедление внешнеторгового оборота, как уже говорилось, связано с внешними для региона факторами. В то же время в крае выстроена мощная инфраструктура поддержки экспорта, в которую входят профильные подразделения администрации края, представительство МИД, Алтайская торгово-промышленная палата и Алтайская таможня. Все они помогают предпринимателям продать свою продукцию за рубеж или хотя бы в другие регионы страны.

По словам заместителя руководителя представительства МИД РФ в Барнауле Ирины Парфеновой, опыт международной работы в условиях введенных против России западных санкций показывает, что власти стран ЕС на местном уровне в отличие от центральных не отказываются от контактов с Россией. Связи по линии малого и среднего бизнеса встречают положительную реакцию. Более того, в рамках рабочих встреч иностранные предприниматели, в том числе европейские, неоднократно выражали готовность перейти от поставок продукции к совместному производству. А значит, есть возможность продолжать работу на региональных рынках.

Заместитель начальника управления по туризму, курортному делу, межрегиональным и международным отношениям Максим Татаркин одним из направлений деятельности управления назвал организацию визитов краевых делегаций в зарубежные страны и регионы России, а также прием иностранных делегаций и из регионов страны.

В 2015 году управление организовало прием делегаций из Москвы, Чувашии, Бурятии, Иркутской и Кемеровской областей, Красноярского края, а также из Белоруссии, Китая, Кореи, Монголии, Германии. В свою очередь состоялись визиты алтайских делегаций в Сахалинскую область и за рубеж – в Индию, Казахстан, Корею и Германию.

В рамках этих выездов прошли переговоры предпринимателей, были заключены предварительные договоренности, которые должны перерасти в договоры поставок.

Управление способствует выставочно-ярмарочной деятельности. Алтайские предприниматели принимали участие в международных выставках в Индии, Германии, Китае. На 2016 год запланирован визит делегации края в феврале в Урумчи (КНР). Будет поездка и в Южную Корею с целью изучения новых рынков.

В качестве перспективных направлений работы на 2016 год Максим Татаркин назвал увеличение внешнеторгового оборота с Казахстаном и Белоруссией в рамках Евразийского экономического союза, укрепление сотрудничества со странами – членами ШОС, наращивание поставок алтайских товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и развитие межрегиональных связей с целью замещения санкционных товаров.

Алтайская торгово-промышленная палата для развития экспорта и налаживания межрегиональных связей в первую очередь использует такой инструмент, как торгово-экономические миссии (ТЭМ). По словам президента АлтТПП Бориса Чеснокова, с каждым годом число участников ТЭМ растет, что говорит об эффективности поездок.

Кроме того, палата предоставляет такие услуги, как удостоверение и подтверждение подлинности внешнеторговых документов, удостоверение и выдача сертификатов происхождения товаров, поиск партнеров, получение ценовой информации, языковые переводы, проведение семинаров по вопросам ВЭД. Правда, все эти услуги платные. В то время как в Алтайском центре поддержки экспорта малым и средним предприятиям помогают за счет бюджетных средств.

За 2015 год центром проведено 6 обучающих семинаров с привлечением иностранных и иногородних экспертов, 4 бизнес-встречи с иностранными делегациями Китая, Кореи, Индии, организованы деловые миссии в Казахстан и Киргизию, участие предприятий в двух международных форумах, 6 выставок (Китай, Узбекистан, Монголия, Вьетнам), «круглые столы» и конференции, для 22 компаний оказаны услуги по переводу на иностранные языки документов, для пяти компаний переведены их сайты на английский или китайский язык.

Сергей Мазур отметил, что для поддержания интереса потенциальных иностранных контрагентов необходимо постоянно освежать информацию на сайте. Центр готов вести такую работу, но при условии частичной оплаты (20% от затрат) со стороны заказчика. Это стимулирует предпринимателей следить за качеством выполненных переводов и регулярностью обновления информации на сайте.

На сайте центра export22.ru размещен каталог экспортно-ориентированных предприятий края, в том числе и на английском языке, постоянно обновляется информация по иностранным дистрибуторам, по проверке контрагентов за рубежом, путеводитель по странам, финансовым инструментам. А начинающие могут найти пошаговую инструкцию по выходу на внешний рынок. Центром проведены маркетинговые исследования во Вьетнаме, Индии и Корее по направлениям: технологическое оборудование, пиломатериалы и изделия из дерева, бытовая химия, косметические товары и биодобавки. Кроме того, можно познакомиться с исследованиями рынков, которые проводились аналогичными центрами поддержки экспорта (сегодня их 41) из других регионов страны и находятся в единой базе.

Прошлогодними итогами своей работы Сергей Мазур считает 9 внешнеторговых контрактов, заключенных малыми предприятиями при содействии центра на сумму более 14 млн руб. При этом он оговорился, что это не конечная цифра, так как проработка и заключение внешнеторгового контракта занимает длительное время. Предпринимателям надо понимать, что результаты ВЭД в первую очередь зависят от их активной деятельности.

На первый квартал центр запланировал провести деловую миссию или принять участие в выставке за рубежом.

– Если у вас есть информация о выставке или проработанная информация о контрагентах, с которыми вы хотели бы встретиться, просим обращаться в центр, – сказал Сергей Мазур. – Возможно, мы под ваши нужды организуем мероприятие.

Фоторепортаж