РОМАН ВИКТЮК: ВСЕГДА 19!

00:00, 06 апреля 2010г, Культура 3096


РОМАН ВИКТЮК: ВСЕГДА 19! Фото №1

О том, что Роман Виктюк будет ставить в Барнауле спектакль к 65-летию Победы, известно было еще в феврале, но скептики не верили, говоря, что мастер, может, и прилетит на пару дней, но только чтобы дать общие указания, после чего вернется в Москву. Однако уже четвертый день в Алтайском краевом театре драмы имени В.М. Шукшина под руководством Романа Виктюка идут репетиции.

Репетиции с аншлагом

В театральный выходной - понедельник - к утренней репетиции добавилась еще и вечерняя. До 9 апреля репетиции объявлены открытыми, так что в зале уже сейчас - аншлаг. И не зря: ничего подобного в Барнауле не видели. Спектакль складывается прямо на глазах. Так как исполнители на некоторые роли не определены до сих пор, то актеры, которые могут на эти роли претендовать, сидят прямо в зале, и когда действие пьесы доходит до нужного персонажа, Виктюк с лету, руководствуясь своим "чутьем на таланты", проводит назначение на роль.

Уже известно, что цирюльника Тартаковского сыграет Георгий Обухов, Жестянщика - Александр Хряков, а Человека с книгой -Эдуард Тимошенко. Главные действующие персонажи - трое мальчишек и трое девчонок. "Я всю жизнь мечтал, чтобы в этой пьесе играли именно те ребята, которым 17-18 лет", - сказал Виктюк, и пусть с третьего раза, но желание его сбудется: из шести актеров пятеро - студенты АлтГАКИ, которых отобрал сам режиссер, посмотрев материалы, отснятые на кастинге 12 марта.

По всем справочникам Виктюку 74 года, однако он сам с этим не согласен, заявляя: "Мне 19 лет". Приходится верить, тем более что с самого начала своего пребывания в Барнауле режиссер задал такой темп, что о его 74 годах никто и не вспоминает, а меньше всех сам Виктюк: 2 апреля в пять утра прилетел, в девять утра уже начал знакомиться с труппой и распределять роли, в 16 часов вышел к журналистам на пресс-конференцию, после которой снова пошел к актерам.

Книгу "До свидания, мальчики!" в 1962 году написал Борис Балтер. Он написал о себе и своих друзьях. Летом 1936 года в Евпатории они сдавали выпускные экзамены и мечтали каждый о своем: один хотел стать геологом, другой - моряком, третий - врачом. Но все пошли в военные училища. Борис Балтер прошел две войны. Из троих он один стал сорокалетним: Витька погиб в 1942 году, а Сашка умер при аресте в 1952-м. Репрессирована была мать Балтера, а девушку, которую он оставил в Евпатории, так потом никогда и не видел. Время, которое кому-то кажется сейчас лучшими годами страны, прошлось по жизням, по человеческому счастью танковыми гусеницами.

- Сегодняшнее поколение об этой книжке не знает. А я знал Окуджаву, который ценил ее и считал, что это одна из самых сердечных и самых справедливых книг о человеке на войне, -сказал Виктюк "Алтайской правде", объясняя, почему именно данную пьесу он решил поставить на 9 мая. - Те, о ком написана эта книга, были посланы на смерть в самый первый день войны. Погибая, эти ребята кричали: "Мама!" Эхо их крика никуда не исчезает, оно возвращается к нам в этот день, надо только научить людей, чтобы каждый мог услышать его. Это будет не спектакль, а молитва...

О войне

Роман Виктюк родился в 1936 году во Львове, который тогда входил в состав Польши. После начала Второй мировой войны, в сентябре 1939 года, оборонявшиеся во Львове поляки были атакованы немецкими и советскими войсками. Однако 21 сентября немцы ушли, а поляки сдали город Красной армии. В 1941 году сразу после начала войны в городе организация украинских националистов вступила в бой с частями РККА. Перестрелки продолжались до 30 июня, когда в город вошли немцы. Во Львове был концлагерь, где погибло около 140 тысяч военнопленных разных национальностей. 23 июля 1944 года поляки Армии Крайовой подняли в городе восстание, чем помогли Красной армии, и уже 24 июля немцы были выбиты из города. После Второй мировой Львов стал украиноязычным городом, так как большая часть издавна населявших его поляков, немцев и евреев были либо убиты, либо вывезены. В общем, у Виктюка к войне наверняка есть и собственный счет, только он о нем не говорит. Она и его перепахала: некоторые родственники попали в советские лагеря как бандеровцы, тогда как сам Виктюк был комсомольцем и во время службы в Советской армии ставил отрывок по пьесе Корнейчука "Фронт".

О войне у Виктюка не только "До свидания, мальчики!" В 1968 году он поставил спектакль "Мне хочется видеть сегодня тебя" - по письмам солдатских и офицерских жен. После этого спектакля к Виктюку домой пришел Булат Окуджава.

- А у меня ни вилок, ни тарелок... - рассказывает Виктюк "Алтайской правде". - Окуджава тогда говорит: "Хоть газеты есть?" Но и газет у меня не было. Начали стучать к соседям. Соседи открывают - на пороге Окуджава. Они обалдели. А он говорит: "Дайте нам каких-нибудь газет". Мы пили водку, закусывали селедкой. Окуджава тогда впервые спел "Пока земля еще вертится"...

С Барнаулом у Виктюка все же есть некоторое, можно сказать, троюродное, родство: Алиса Коонен, которую режиссер считает своей театральной матерью, в годы войны 17 месяцев провела в нем в эвакуации. Камерный театр Таирова играл в Народном доме (сейчас - краевая филармония). Правда, по признанию режиссера, Коонен ничего ему о Барнауле не рассказывала - потому что слишком больной темой для нее был Камерный театр и все с ним связанное.

- Она не могла говорить о том, как закрыли Камерный театр, как умер Таиров... - говорит Роман Виктюк. - Когда монтировщики сбивали надпись "Камерный театр", Таиров говорил: "Что они делают? Они разве не знают, что завтра спектакль?" Самое страшное - там, где был кабинет Таирова в театре, сделали туалет. И на улицу выбросили все, что было в его квартире, как мусор. Белла Ахмадулина приехала и из этой кучи вытаскивала письма. Алиса Коонен прокляла этот театр. Но зимой 1990 года мы в этом театре репетировали спектакль "М. Баттерфляй". И вдруг Людмила Васильевна Максакова меня толкает: "Смотри, бабочка!" По залу и правда летела бабочка - зимой, в жуткий мороз! Максакова сказала: "Это ее душа прилетела. Она прокляла этот театр, но сегодня она простила его".

"Тоже ведь люди"...

Он всегда совмещал несовместимое. Он - как кремень, который от удара высекает искры, и чем тверже препятствие, тем ярче вспышка. В одной его биографии написано, что он в 1968 году "ставил спектакли в откровенно экспериментальном направлении".

- Какое же "откровенно экспериментальное направление" могло быть в 1968 году?! - спросил я его. - И как вас терпели?

- Я вам скажу... - ответил Виктюк. - Я говорил правду о болевых точках. Я первым ставил Вампилова, Рощина, Зорина, Радзинского -в главных театрах, которые обслуживали систему. Это была не просто смелость. В 1977 году я в Театре имени Моссовета в день премьеры "Царской охоты" (пьеса Леонида Зорина о княжне Таракановой. - Прим. "АП") репетирую поклоны. Занято человек восемьдесят, но идеальная тишина, народные артисты слушаются как дети. Я думаю: "Что случилось, что они меня так заобожали?" Приходит завтруппой. Я говорю: "Сегодня такая будет вечером премьера". А он отправляет меня к директору, который сообщает: "Что вы репетируете - спектакль закрыт. Все знают, вы один поклоны репетируете". С Маргаритой Тереховой едем к Зорину, напиваемся. Потом я звоню Юрию Александровичу Завадскому, главному режиссеру Театра имени Моссовета. Он в больнице, ему уже немного оставалось (Завадский умер 5 апреля 1977 года. -Прим. "АП"), но он позвонил Гришину (первый секретарь Московского ГК КПСС. - Прим. "АП") и сказал: "Если не будет премьеры, я откажусь от звания Героя Социалистического Труда". Звонят: "Играйте". Приезжаю в театр, а там полно людей с пистолетами - на премьеру приезжает Политбюро. Дают мне текст, где в 117 местах вымараны абзацы, а то и фразы, например: "Застой опасней пораженья". Вот если это все выкинем, то можно играть. Но как за час до премьеры объяснить актерам: "это говорим, а это не говорим"?! И я сказал всем: "Все можно, разрешили!" Начали играть, и после первой же "запрещенной" фразы Алексей Косыгин захлопал. Он хлопал всему, что надо было вычеркнуть. И потом не пропускал у меня ни одного спектакля. До конца советской власти на каждом спектакле "Царская невеста" был кто-нибудь из Политбюро, последним из них был Горбачев. Думаю, им просто хотелось живое почувствовать. Тоже ведь люди.

... Несмотря на то, что в Москве Виктюка ждут два больших проекта, он намерен работать в Барнауле до победного конца. Повторимся, премьера спектакля "До свидания, мальчики!" состоится 6 мая, а 5 мая спектакль покажут ветеранам Великой Отечественной войны.

Фоторепортаж