Предприниматель из Рубцовска восстанавливает советские мотоциклы

09:44, 18 июня 2022г, Транспорт 1096


Предприниматель из Рубцовска восстанавливает советские мотоциклы Фото №1
Предприниматель из Рубцовска восстанавливает советские мотоциклы Фото №2
Предприниматель из Рубцовска восстанавливает советские мотоциклы Фото №3
Предприниматель из Рубцовска восстанавливает советские мотоциклы Миниатюра №4
Предприниматель из Рубцовска восстанавливает советские мотоциклы Миниатюра №4
Предприниматель из Рубцовска восстанавливает советские мотоциклы Миниатюра №4

Предприниматель из Рубцовска Дмитрий Прощалыкин поклоняется не золотому тельцу, а железному коню. Мотоциклы – увлечение всей его жизни.

Мечта из детства

– Дима, вы байкер?

– Нет, я мотоциклист. Вот так, по-русски. Не люблю эти иностранные слова.

Ну, оно и понятно, ведь хобби Дмитрия – восстановление советских мотоциклов. Слово «байки» к ним вообще не подходит.

Увлечение из детства: Дима приезжал на лето к бабушке в деревню Большая Шелковка, где вся молодежь каталась на мопедах или мотоциклах, что было пределом мечтаний городских подростков.

– Первым у меня был «Иж Юпитер-5», – вспоминает Дмитрий. – К тому времени я уже работал на заводе, мы вместе с мамой его купили. Когда появился мотоцикл, не слезал с него. День без колес считался прожитым зря.

Мастерская в подвале

Дмитрий Прощалыкин 15 лет отработал автожестянщиком в автоцентрах, в том числе в Москве. Технически подкован, и оборудование имеется для того, чтобы восстанавливать мотоциклы.

Сейчас у него собственный бизнес и большой подвал, в котором можно заниматься любимым делом. И он заполнен мотоциклами во всех видах.

– Их на металлолом резали безбожно. И я натащил полный подвал, – поясняет Дмитрий.

Он восстанавливает советские мотоциклы. Конечно, хотелось бы заняться и BMW, и DKW, и Zündapp, но они под миллион бы вышли. Что делать с новым японским мотоциклом? Только кататься и кайфовать. А с нашими постоянно какой-то экшн, проблемы, которые надо решать.

С изготовлением деталей трудно. Раньше на любом заводе можно было найти гальванику, пескоструйку, токарку, фрезеровку – все что угодно. Договориться и сделать. Сейчас приходится делать пескоструйную обработку деталей в Барнауле.

Вторая жизнь

Единственный экземпляр, который полностью собран и на ходу – отечественный «Иж Планета-5». Он 1993 года, не такой уж и старинный. Но особенность в том, что выпущена была небольшая партия. Это один из последних ижевских мотоциклов и у него редкая комплектация.

Дима увидел такой еще в детстве и восхитился. С годами забыл про него. И тут он вдруг попался. Ну как не взять! Колдовал над ним несколько месяцев: разбирал, подбирал запчасти, грунтовал, красил. В итоге – как с конвейера. Нет, лучше! Полмотоцикла перехромировал, чего даже на заводе не делалось.

Через группу единомышленников в социальных сетях нашел подходящую каску, выпущенную в Прибалтике. В начале 1990-х она была самой топовой. Сегодня днем с огнем не сыщешь.

В городе такой транспорт не остается незамеченным. Спрашивают: «Это что, «Иж Планета»? А где взял? А разве их еще выпускают? А где можно купить?»

Однажды подъехал на нем к байкерам в очень дорогом итальянском гермошлеме, в каких на чемпионатах мира выступают. А они каску не увидели вообще – сразу к мотоциклу. Диковинка. Подобные, конечно, еще колесят по дорогам, но не в таком состоянии.

Редкий экземпляр

Сейчас в подвале идет работа над Иж-350 1951 года, он разобран до самой рамы.

Этот экземпляр достался Дмитрию уже переделанным: задняя часть и амортизаторы стояли от более позднего Иж-49. Раздобыл его в отдаленной деревне Волчихинского района. Официально переоформил. Интересно же собрать мотоцикл с «живыми» документами, а не такой, который будет стоять в углу и на нем нельзя прокатиться. В ГИБДД ему сказали, что таких в Алтайском крае всего два: в Калманском районе и вот теперь в Рубцовске.

– Вообще это модель DKW NZ 350, немецкий мотоцикл, участвовавший во Второй мировой войне. После войны по репарации Советский Союз забрал оборудование и специалистов, и в 1946 году вышел первый Иж-350 советской сборки, – поясняет мастер.

Мотоцикл собирался в том числе из запчастей DKW, а они вообще большая редкость. Дмитрий ищет родные детали через Интернет, хочет, чтобы модель вышла максимально аутентичной. Хотя нередко приходится обходиться новоделом.

– Буквально две недели назад – о, чудо! – мне удалось найти на него родной воздушный фильтр, хотя и пришлось отдать 7 тысяч рублей, – говорит он.

Реставрация ведется три с половиной года, с того времени, как родился сын Денис. Дмитрий решил, что будет собирать мотоцил в честь рождения сына. Хотя не каждый день удается выкроить время. Есть семья, бизнес. Признается, что муза маленько улетучилась: чем дольше трудишься, тем рвения меньше. Но все равно доведет начатое до конца.

А что потом? Ну, например, можно выехать на нем на День города или на байкерские фестивали – и все рты раскроют. У него вид очень старинного мотоцикла, потому что модель была разработана в 1930-х.

Еще круче планы по восстановлению М-72, который использовался в Великую Отечественную войну. Он, кстати, тоже из Волчихинского района. Конкретный экземпляр был выпущен в 1955 году, когда их стали продавать гражданским лицам.

Дмитрий хочет восстановить все детали, которые не менее интересны, чем сам мотоцикл. Коляска уже имеется.

На М-72 крепились три саперные лопаты. Дмитрий нашел две, 1944 года, о чем свидетельствуют нанесенные цифры. Также был ящик для гранат. Единомышленники из Белгорода сделали его практически как оригинальный. В нем помещалось шесть гранат РГД-33. Дмитрий показывает одну, деактивированную.

Еще на М-72 был пулемет. Только где найти?

Так по крупицам и собирает. Нереально просто пойти и купить. Можно ждать нужного элемента месяцы и даже годы.

Дмитрий сожалеет, что не удалось заполучить М-72, на котором участник войны приехал в Рубцовск. Общался с его внуком через посредника. Готов был заплатить любые деньги. Тот не продал. Затем узнал, что сдал как металлолом. Но надежда теплится, что еще встретится экземпляр 1940-х.

Выход в свет

Увлечение не из дешевых, не каждый может себе позволить.

– Делаю, потому что нравится, – говорит Прощалыкин. – Ничего не продаю. Но со временем такая техника не дешевеет, а только дорожает, так что вложения можно рассматривать как долгосрочные. Если это не будет интересно моему сыну, всегда можно выгодно продать. Но пока и думать об этом не хочу.

Дмитрий задумывается о строительстве гаража под технику. Где мотоциклы, там и мопеды, а их уже десяток. Подвернулась «Рига» с документами, с номером и в идеальном состоянии. Эта модель и раньше была редкой, а сегодня тем более.

Мечта Дмитрия Прощалыкина – выехать 9 Мая на парад на собранном своими руками М-72 в экипировке того времени, чтобы таким образом отдать дань памяти и уважения воевавшему поколению, отстоявшему независимость нашей страны.

Фоторепортаж