Там на неведомых дорожках

В Заринском районе рассмотрено уголовное дело о незаконной вырубке леса варварским методом

00:00, 22 августа 2013г, Происшествия 1693


Там на неведомых дорожках Фото №1

Ущерб от «черных лесорубов» составил более 8,5 миллиона рублей. Главное в этом деле: никто понятия не имел, что совсем недалеко от одного из населенных пунктов района в таежном лесу полгода работала тяжелая специализированная техника, шум от которой слышен на многие километры.

В промышленных объемах

До ближайшей тайги от села Яново ехать примерно 30 верст. Местные знают, что в дождливую погоду добраться туда практически невозможно, разве что на мощных «Уралах» или «КамАЗах». Колея, пробитая 60-тонными гружеными лесовозами, в некоторых местах глубиной больше полуметра. Старенький «уазик» лесников, на котором мы едем, то и дело ныряет в ямы с грязью и играет нами в пинг-понг. «Надо возвращаться, – командует государственный лесной инспектор по Тягунскому лесничеству Михаил Зайцев. – По пути посмотрим свежие незаконные вырубки».

Михаил Дмитриевич показывает вдаль: место прошлогодней варварской вырубки находится глубоко в тайге. Чтобы добраться до него со стороны Заринска, нужно сделать огромный крюк. Лучше ехать из Кемеровской области. На то и был расчет кузбасского предпринимателя Сергея Иванова. Он обратился к заринским лесникам и добился предварительной договоренности по вырубке небольшой деляны. Процесс оформления разрешительных документов довольно сложный. В конечном итоге, не собрав до конца необходимые бумаги, Иванов приступил к работе: нанял рабочих и вместе с инструментами и специализированной техникой отправил в тайгу, где они задержались на шесть месяцев! С мая по октябрь 2012 года молодчики свалили около двух тысяч деревьев. В основном выбирали пихту, причем деловую ее часть. Ветви и макушки деревьев они оставляли прямо на месте.

- Это одна из крупнейших незаконных рубок за всю историю района, – разводит руками Михаил Зайцев. – Подъехать к массиву леса невозможно, поэтому предприниматель прорубил туда дорогу спецтехникой. Пока валил лес, сделал несколько складов. Задача ставилась – брать ценную породу, поэтому, к примеру, чтобы подобраться к одной-единственной пихте, рабочие с плеча выкашивали мешающие березы. Они их не интересовали.

Работали две бригады: три местных жителя, два из Залесовского района, остальные – кемеровчане. Роли распределили по географическому принципу: валкой занимались местные, а транспортировкой (те, кто сидел за рулем грузовика) – жители Кузбасса. Лес возили на «КамАЗах» и «Уралах», а грузили современными погрузчиками. Кемеровчане между делом гатили лесную дорогу бревнами и потом благополучно, минуя все населенные пункты, вывозили по ней лес из тайги. Дорожники, наверное, позавидовали бы оперативности и профессионализму команды Иванова. Дорогу из спиленных деревьев дровосеки уложили в кратчайшие сроки. Понятно, что полотно состояло в основном из неликвидной березы и осины. «Надо признать, что к делу они подошли основательно, – недоумевает инспектор. – Видимо, в тайге планировали остаться надолго».

Бревно в глазу

- У Иванова – семейный бизнес, – рассказал корреспонденту «АП» прокурор Заринского района Сергей Злобин. – Сам он занимается заготовкой древесины, а на его супругу, как на индивидуального предпринимателя, оформлена пилорама. В лесной бизнес этот человек пришел давно, поэтому скидки на неосведомленность о существующем порядке заготовки леса и незнание лесного законодательства делать не приходится. И тем не менее на предварительном следствии он говорил, что вообще не причастен к делу: действительно, привез бригаду рабочих, хотел на законных основаниях заготавливать лес, но нелегальной рубкой не занимался.

Он уверял, что ждал завершения процедуры оформления всех необходимых документов на тот самый крохотный участок, который ему обещали выделить в пользование лесники. Единственное, в чем признался: спилил несколько старых деревьев и вымостил ими дорогу. Гособвинителю удалось доказать, что предприниматель нелегально спилил более 1000 кубометров пихты и других деревьев. В итоге предприниматель был признан виновным в совершении экологического преступления и получил условное лишение свободы на три года с испытательным сроком и с лишением на два года права заниматься лесозаготовительной деятельностью. Суд также удовлетворил иск прокурора о возмещении причиненного ущерба в пользу управления лесами Алтайского края в размере более 8,5 млн. рублей.

Как показала прокурорская проверка, незаконная рубка стала возможной в том числе «в результате нарушения сотрудниками полиции законов при профилактике, выявлении и пресечении преступлений». Прокурор района внес представление руководителю ГУ МВД России по краю, после рассмотрения которого к дисциплинарной ответственности были привлечены четыре полицейских, а начальнику отдела полиции по району Алексею Кулешову объявлен строгий выговор. Представление было направлено и начальнику управления лесами Алтайского края, по результатам рассмотрения которого взыскания получили два сотрудника лесного ведомства.

- По поводу этой истории напрашивается много вопросов, – говорит Сергей Злобин. – Можно ли было не заметить, как каждый день в течение полугода в Кемеровскую область уходят машины, полные лесом? Почему никто не поинтересовался, кто осуществляет валку? От одного населенного пункта до этого места 40 км, от другого – около 10. В тайге, как известно, слышимость исключительная, однако никаких действий, точнее, противодействий предпринято не было.

Прокурор прав: бревна в глазу нельзя не заметить. Для обследования труднодоступных районов привлекаются специальная техника и спецсредства. У управления лесами края есть, к примеру, вертолет (и не один), который покупался с одной целью – контроль за пожарами и незаконными рубками. Еще доступен космический мониторинг, который при необходимости проводится по заявке лесничеств. А в данном случае «черных лесорубов» удалось задержать только лишь по стечению обстоятельств. На злополучное место выехал предприниматель, которому на законных основаниях выделили участки для ведения лесозаготовительных работ. Сначала он решил, что ошибся, произошла некая путаница с документами. Пока разбирались, проверяли, лесорубы разбежались и спрятали технику в одном из оврагов.

Оперативники искали рабочих через родственников, в том числе в Кузбассе. С грехом пополам нашли, позже отыскались и машины. Выяснилось, что на Иванове официально числится только автомобиль «Урал», остальная спецтехника работала в тайге по доверенностям. Работяги сначала признались, что рубили лес незаконно, обстоятельно, при понятых и на камеру рассказали, чем именно занимались, где жили и куда вывозили лес. А что им было говорить, если их поймали, что называется, с поличным! Вскоре Иванов пригласил адвоката из Кемерово, потом у каждого из свидетелей появился свой защитник. В конце концов большинство из них отказались от своих прежних показаний, ссылаясь на давление со стороны следствия. И только несколько свидетелей до конца стояли на своей прежней позиции. Суд вынужден был назначить почерковедческую экспертизу, которая подтвердила, что их подписи не являются поддельными.

В сухом остатке

Дело заринских лесорубов рассматривалось полгода. Приговор вынесен, но Иванов свою вину не признал ни на какой стадии расследования и суда. Теперь он имеет полное право его обжаловать. Масштабы экологической катастрофы очевидны: проплешины в лесу видны из космоса. Специалисты гадают, когда тайга в этом месте поднимется. После вырубки, как известно, в первую очередь встает кустарник, поэтому пихта, если и вырастет, то очень не скоро.

- Что меня утешает, так это восстановление социальной справедливости, – говорит Сергей Злобин. – По крайней мере, тот ущерб (естественно, в денежном выражении), который предприниматель причинил лесу, будет возмещен. При необходимости к этой работе подключатся приставы.

Михаил Зайцев соглашается: дело Иванова – это сигнал другим лесным преступникам, которых в заринской зоне немало. Они ведут себя предельно нагло. Лес валят на уровне груди, без всякой технологии. Три года назад одного такого рубаку насмерть задавило пихтой.

- Выловить их очень сложно, – говорит инспектор, – потому что в одном месте они не работают. Днем осматриваются, валят лес и тихонько обрабатывают. Ночью приезжают, загружают и… нет следа. Ловим мы их много, а толку, выходит, мало. Те штрафы, которые им начисляют в суде, «черные лесорубы» отрабатывают за одну поездку. А что по этому поводу думают в районе? Истребление леса будет продолжаться, пока нелегальные лесорубы чувствуют безнаказанность. Закон несовершенен, наказания за незаконную рубку несоизмеримы с масштабами экологических последствий.

Имя и фамилия осужденного по понятным причинам изменены.

P.S. Когда материал готовился в печать, стало известно, что в суде будет рассмотрено еще одно громкое дело по незаконным рубкам леса. По версии следствия, в 2010-2011 гг. в Алтайском крае действовало преступное сообщество из 17 человек, состоящее из трех структурных подразделений. По словам прокурора Октябрьского района Барнаула Ирины Моор, за это время участники сообщества на 218 лесных участках Боровлянского и Бийского лесничеств, расположенных в Быстроистокском, Зональном и Петропавловском районах, совершили незаконные рубки более 2,6 тыс. деревьев, большая часть из которых – сосны. Ущерб, причиненный лесному фонду России, составил свыше 49 млн. руб. Также с территорий лесничеств были похищены сухостойные и ветровальные деревья на сумму, превышающую 400 тыс. рублей. По делу заявлен гражданский иск на сумму причиненного ущерба. Еще пять членов преступного сообщества и его руководитель скрываются и объявлены в розыск. Уголовное дело будет направлено в Быстроистокский районный суд для рассмотрения по существу.

Фоторепортаж