Дорогой, но не уважаемый

Горячий вопрос продолжает бить рекорды актуальности в народных пересудах

00:00, 24 марта 2011г, Общество 892


Дорогой, но не уважаемый Фото №1

И власти это прекрасно понимают. В администрации края состоялся ряд совещаний, где ситуация с изменением расценок на услуги ЖКХ обсуждалась самым подробным образом (см. «АП» N 41 от 16 февраля и N 46 от 22 февраля). А сегодня у нас есть возможность задать вопросы заместителю начальника крайуправления по государственному регулированию цен и тарифов Ольге Ситниковой.

Рост

- Ольга Валерьевна, давайте еще раз обозначим для читателей структуру такого повышения. По возможности ясно и просто. Ведь оно складывается из нескольких факторов?

- Рост платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в начале 2011 года складывается из повышения самих тарифов, из увеличения объёмов потребления коммунальных услуг - особенно тепловой энергии, и отдельно - за услуги жилищные. Ведь начиная с 1 января начали действовать изменения в нашем законодательстве. Теперь государственному тарифному регулированию подлежат только коммунальные услуги.

- Что к ним относится?

- Тарифы на тепло- и электроэнергию, на природный и сжиженный газ, водоснабжение и водоотведение. Плюс на утилизацию и захоронение твердых бытовых отходов.

- А все остальное?

- Относится к жилищным услугам. Это содержание и ремонт жилищного фонда, капитальный ремонт жилья, вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Повторюсь и подчеркну: этот список услуг не подлежит государственному тарифному регулированию. Таков закон, принятый в августе прошлого года.

Расклад

- Вернемся к услугам коммунальным. Насколько все-таки повысилась их стоимость, исходя из официальных данных управления?

- В среднем для населения региона стоимость электро-энергии повысилась на десять процентов, тепловой – на 17,2%, по водоснабжению и водоотведению - на 15%. Это остается в рамках предельных индексов роста. Конечно, цена той же теплоэнергии установлена с разным приростом по отдельным городам. Оттого, что системы централизованного теплоснабжения функционируют в границах конкретных муниципальных образований, а значит, имеют известные отличия. Это касается и водоснабжения, и водоотведения.

- Что еще влияет на повышение уровня платы населения?

- Достаточно много факторов: один из наиболее значительных - изменение объёма услуг в течение года. Допустим, при наличии приборов учета или предъявлении корректирующих платежей. Если их нет - расчет объёма производится по нормативам потребления коммунальных услуг. Таким образом, жители дома с теплосчетчиком в каждом месяце потребляют разное количество энергии.

Контроль

- Я всем говорю: нужно счетчики ставить!

- Там, где нет приборов учета, объёмы потребления в квартирах, как я уже сказала, определяются по нормативам. Однако при установке общедомовых счетчиков по итогам расчетного периода, квартала, года может возникнуть разница между объёмом услуг, зафиксированных тем самым счетчиком и начисленных жильцам в течение этого периода. В соответствии с законодательством эта разница должна распределяться на всех жильцов. Причем она может быть как положительной, так и отрицательной. И вот здесь определяющую роль играет корректность работы управляющих компаний.

- Известно, что в управление на них поступает немало жалоб. Как здесь строится работа?

- Жалоб много, в том числе и на деятельность управкомпаний. Сегодня вместе с прокуратурой края мы организуем проверку в Новоалтайске. Несомненно, что и дальше будем проводить подобные мероприятия и, конечно, устраивать самостоятельные. И по официальным жалобам граждан, и организаций, и представителей исполнительной власти на местах.

- Извините за любопытство. А вас не удивили новые квитанции? Я имею в виду – на оплату коммунальных услуг.

- Не примите за личную жалобу, но в моей квитанции стоимость содержания жилья увеличилась на 30 процентов. Платила около пяти рублей с квадратного метра, сейчас – 7,85…

- Даже не спрашиваю, станете ли разбираться с неувязкой.

- Конечно, разберусь. Как сделал бы на моем месте любой неравнодушный собственник жилья. Но вопрос-то не только в моей квартире, он ведь сегодня ставится гораздо шире. Как уже говорила выше – в отношении многих управкомпаний. Правильно ли они распределяют разницу между общедомовыми приборами учета и индивидуальным потреблением жильцов, корректно ли снимают показания счетчиков, каким образом взимают плату и проводят финансовые операции в расчетном периоде? Очень много факторов влияет на коммунальные платежи. И здесь еще раз хочу подчеркнуть: мы в управлении серьезно ими занимаемся.

Куда податься?

- Нам бы в дом такого управленца…

- (Смеется). Очень хочется, чтобы следом за жилищным законодательством менялись мышление и понимание граждан-собственников жилья.

- Раз уж заговорили о контроле со стороны собственников. Где простому человеку самостоятельно ознакомиться с базовыми тарифными данными? Чтобы потом сесть и спокойно самому все посчитать?

- Кроме «Алтайской правды», где публикуются все законодательные и нормативные акты, есть и другие источники. Официальный сайт региона, сайт нашего управления или «Консультант плюс». В частности, наш сайт содержит абсолютно все решения, принятые на 2011 год в отношении коммунальных услуг, которые подлежат государственному регулированию.

 

Справка «АП».
Официальный сайт края - www.altairegion22.ru. Управление по госрегулированию цен и тарифов - www.altaitarif22.ru. «Консультант плюс» - www.consultant.ru.

 

- В общем, превышения установленного предела в 15 процентов не наблюдается? Ни в среднем, ни максимально?

- В области регулируемых тарифов превышения у нас действительно нет, потому что еще на этапе их установления мы принимали решения уже с учетом данных индексов прироста. То есть когда тарифы не укладывались в ростовой ценз, с нашей стороны проводилась корректировка производственной и затратной программ коммунальных предприятий и так далее. На самом деле очень большую работу провели.

Напоследок

- Практически дошли до главного. Значит, коммунальные услуги регулируются, находятся под жестким контролем, за буйки не заплывают. Но плата за жилищные услуги пошаливает. Вернее, шалят те, кто их оказывает. Есть ли узда для управкомпаний-«баловников»?

- Конечно. Если нарушение действительно имеет место. Ну, а правовая оценка и наказание - за компетентными органами… К сожалению, деятельность управкомпаний напрямую не зависит от управления. Однако, насколько мне известно, на федеральном уровне уже прорабатываются соответствующие контрольные механизмы. Во всяком случае сегодня утверждены и действуют стандарты раскрытия информации - постановление правительства N 731 от 23 сентября 2010 года. Компании обязаны публиковать отчеты о своей деятельности. И снова здесь многое зависит от активной гражданской позиции населения – понудить, подтолкнуть их к открытой игре на коммунальном рынке, к прозрачности расчетов и затрат.

- Я напишу заявление, и мне в УК сразу раскроют все карты? Не верится.

- Думаю, здесь жителям все-таки нужно объединяться. Выбирать какие-то инициативные группы, советы дома, наделять полномочиями старших по дому. В общем, настаивать на коллективности своего волеизъявления. А уж если откажут, то нужно обращаться в надзорные органы. В жилищную госинспекцию, в городской комитет и краевое управление по ЖКХ, в муниципальные органы власти, в прокуратуру… То есть отказала вам управкомпания в информации – не бойтесь широко использовать административный ресурс на местах.

- Проверка в Новоалтайске не из этой серии, кстати?

- Как раз из этой. В прокуратуру поступила жалоба от граждан. Прокурорские работники обратились к нам за экспертной помощью. За привлечением специалистов. Постараемся, чтобы проверка получилась глубокой и всесторонней.

Беседовал Алексей СЛОНОВ.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж