Волшебные «тряпочки»

00:00, 22 октября 2011г, Культура 2442


Волшебные «тряпочки» Фото №1

В краевом художественном музее работает выставка Тимура Новикова «1980». 15 большеформатных работ, выполненных в технике «живопись по ткани», дают возможность представить себе творчество легенды ленинградского андеграунда.

Барнаулу удалось заполучить выставку в эксклюзивном составе: дочь художника, искусствовед и галерист Мария Новикова специально отобрала подходящие работы для конкретного музейного зала.

На вопрос: «Как отважились привезти выставку в Сибирь?» - она ответила: «Раз творчество Тимура востребовано, мы должны его показывать».

– Мы с ней списались по Интернету, – поясняет искусствовед Наталья Царева, – но, честно говоря, не ожидали, что она так легко откликнется.

Работы, вошедшие в экспозицию, в первые секунды ошеломляют, потому что оказываются значительно больше, чем можно вообразить, рассматривая их в репродукциях, и гораздо ярче.

– Когда мы еще только готовили экспозицию, случайные зрители проходили мимо и заглядывали в зал с большим любопытством. Если художник вызывает это чувство, то первый этап пройден, все остальное зависит уже от самого человека и от того, захочет ли он вникнуть, – говорит Наталья Царева. – Задача музея состоит в том, чтобы познакомить зрителя с историей «неофициального» российского искусства конца ХХ века. Именно Тимур Новиков наряду с Ильей Кабаковым представляет его за рубежом.

Сам автор свою фирменную живопись по ткани (которая со временем трансформировалась в сложные текстильные коллажи) называл «тряпочки». Отбирая работы, дочь художника исходила из предоставленного пространства (а оно невелико) и из того, что в каждое новое десятилетие Новиков круто менял направление, так что работы 90-х годов с более ранними смешивать нельзя.

Описать эти вещи нетрудно, большинство представляет собой квадратные полотна, сшитые из двух кусков ткани разной расцветки и фактуры. На них обычно нарисовано что-то небольшое, скажем, условное солнышко, кораблик или ракета как бы через очень примитивный трафарет. Например, работа «Лес» – это темно-зеленый фон и одна светло-зеленая елочка, составленная из треугольничков, в самом центре.

«Русь» автор создал из блестящего золотистого куска материи вверху и светло-зеленого внизу, пририсовав солнышко и маленькую белую церковь. Нужны ли тут какие-то пояснения? Вряд ли, образ лаконичный, но исчерпывающий. Искусствоведы объясняют это свойствами так называемых иконических знаков: елочка и солнышко в зрительском воображении превращают любой фон в пейзаж.

Говорят, знаковая перспектива художника родилась из детских впечатлений от Новой Земли: в 10 лет он оказался с матерью на Севере, и именно здесь родился его особый взгляд на пространство, в котором всегда есть линия горизонта. Его полотно «Звери», одно из центральных на выставке, как раз и передает свойство северной природы. Кристальный воздух и плоский ландшафт с мелкой растительностью позволяют нам увидеть условных оленей на огромном расстоянии. «В этих работах нет ничего случайного, продуманы и цвет, и размер, и фактура ткани», – говорит Наталья Царева.

Дочь художника Мария называет отца Тимур (объясняет, что всегда так к нему обращалась). Она с детства наблюдала за его творчеством, поскольку многие работы художник создавал дома, всегда понимала, насколько он необычный человек. Уверена, что объяснять его искусство не нужно: «Все символы легко считываются, образы понятны». Тем не менее многие зрители уже не первое десятилетие ломают голову над тем, как относиться к творчеству художника. Мария подсказывает, что правильное отношение к представленным вещам – легкое:

– Тимур считал, что это «прикроватное» искусство, несложное для восприятия. Его нужно экспонировать в спальне, где люди должны забывать о проблемах. Здесь нет каких-то страшных тем, работы созданы, чтобы ими любоваться, расслабиться, чтобы голова немножко отдохнула.

– В биографиях вашего отца не найти упоминаний о каком-либо художественном образовании.

– Никакого диплома у Тимура действительно не было, – рассказывает Мария, – только самообразование. Он был открыт всему новому, общался с «наследниками» русского авангарда. Своим педагогом считал Марию Спендиарову, близкую знакомую и знатока творчества художников-авангардистов Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.

– Вы всегда лично привозите его работы в другие города?

– Да, это одно из условий. Может показаться, что привезти такие работы нетрудно, но у каждой есть свои особенности, которые надо учитывать при транспортировке. Кроме того, я предлагаю какие-то варианты экспозиции. Могу сказать, что здесь творчество Тимура 80-х годов представлено очень полно, и это работы музейного качества. Допустим, «Трактор»: подобная ей, только гораздо большая по формату, находится в собрании Русского музея.

Кстати, зрителю, который не знаком с эпохой, о которой идет речь, не нужно бояться непонятного. На выставке можно полистать превосходные каталоги, представляющие не только творчество Тимура Новикова во всей полноте, но и его статьи, ведь художник известен еще и как культуролог, теоретик искусства. Или посмотреть фильмы, в которых о нем вспоминают близкие люди, друзья и коллеги по цеху.

 

Справка «АП»
Художник Тимур Новиков (1958-2002) – из поколения молодых ленинградских авторов 80-х годов прошлого века, неформалов, выдумщиков, насмешников, ерников и мистификаторов. В 80-е годы он придумал движение «Новые художники», которые провозгласили необязательным и даже нежелательным умение рисовать.

Фоторепортаж