Директор по приказу. И по призванию

00:00, 05 октября 2012г, Общество 1861


Директор по приказу. И по призванию Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

Восемнадцать лет назад в свои сорок с небольшим Владимир Радышевский и не предполагал, что такое рядовое по меркам номенклатурной системы мероприятие, как административная реорганизация, круто изменит его жизнь. Выпускник технического вуза с востребованной специальностью успешно и твердо продвигался по служебной лестнице от инженера строительной организации до руководителя администрации одного из районов Бийска. Но в девяностые годы район упразднили, а ему предложили возглавить стационарное учреждение в системе социальной защиты, правда, краевого значения, а именно Бийский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Приказ о новом назначении Радышевского подписан 21 сентября 1994 года.

В то время дом-интернат представлял собой два двухэтажных жилых корпуса, несколько вросших в землю подсобных помещений, огромный котлован (как объяснили, под будущее овощехранилище) с осыпавшимися краями и сваленными на дне несколькими бетонными блоками. Ни асфальта, ни дорожек, ни ограды. «Коровы пастись ходили через территорию интерната», - вспоминает Владимир Николаевич.

Еще страшнее впечатление было от жилых корпусов. Наметанным глазом хозяйственника по ободранным стенам, дырявым полам и протекающим крышам новый директор мгновенно оценил масштабы царящей разрухи, как будто сконцентрированной в устойчивом терпком запахе, пропитавшем, казалось, не только воздух и все предметы в помещении, но и окружающее пространство.

Радышевский не скрывает, что принял новый свой пост без особого энтузиазма, но как человек исполнительный и дисциплинированный принялся за работу засучив рукава. Причем в буквальном смысле, потому что наводить порядок пришлось с элементарной уборки. В работу включился весь персонал интерната.

- Коллеги поняли мою политику, поддержали во всем и стали активнейшим образом участвовать в переоснащении, переоборудовании внутренних помещений, наружном благоустройстве. Мы «КамАЗами» вывозили мусор с территории интерната и из корпусов. Было странно, что в таком социальном учреждении в медицинских кабинетах и даже душевых комнатах не была подведена горячая вода. Только холодная. Об отопительной системе – вообще отдельный разговор: все держалось на честном слове и практически не функционировало. А на носу зима.

Времени было в обрез, поэтому все делали быстро. Уже в ноябре запустили новую систему отопления в корпусах. Монтировали ее параллельно, не отключая старую. Залатали крышу, а через год заменили мягкую кровлю из рубероида на оцинкованное железо. И в том же 1995 году торжественно перерезали ленточку на открытии того самого недостроенного овощехранилища.

- Но ведь на все эти преобразования нужны были деньги! Где же вы их брали в девяностые-то годы?

- Все было сделано за счет текущего содержания учреждения. И в те, и во все последующие годы, и в настоящее время наш дом-интернат финансируется в тех же пропорциях, что и другие социальные учреждения. Но нам удавалось рационально определять приоритеты развития, решать, что нам надо сделать в первую очередь. И второй принцип, которого я всегда стараюсь придерживаться, - делать все красиво, добротно и надолго. Поэтому сделанное в девяностые годы до сих пор в порядке, хотя кое-что уже требует обновления. В данный момент мы самым важным считаем отделку сайдингом с утеплителем жилых корпусов, построенных еще в 1961 году. Помимо внешней привлекательности мы тем самым обеспечим им еще 25-30 лет безремонтной эксплуатации, а кроме того, наружная защита стен поможет также сохранить тепло, следовательно, потребуется меньше ресурсов на обогрев помещений. Конечно, только своими силами нам эту задачу не решить, поэтому мы разработали проект, обратились в Главалтайсоцзащиту, включились в краевую целевую программу улучшения жизни граждан пожилого возраста. Думаю, что постепенно и последовательно мы сумеем решить и эту задачу.

 

Вот так же, в складчину с более мощными бюджетами, Радышевскому удалось обеспечить финансирование проекта, который он задумал в самом начале своего директорства в интернате. Сохранилась любительская видеозапись 1995 года, когда Владимир Николаевич принимал в своем учреждении коллег со всего края, прибывших в Бийск на совещание, и во время экскурсии по территории интерната показывал место будущего парка. Рассказывал, где будут фонтан, красивые беседки, цветники и прогулочные дорожки. В реальность воплощения мечты верилось с трудом, потому что кругом был дикий лес. Но в 2003 году парк открылся. Причем не только для постояльцев дома-интерната, но и всех желающих горожан. Единственное ограничение, которое введено для посетителей, – соблюдать чистоту и не распивать спиртное на территории парка.

Парк сразу стал излюбленным местом отдыха бийчан. Сюда ездят молодожены на фотосессии, приходят на экскурсию школьники, здесь гуляют целыми семьями. А старикам такие гости только в радость. Да и сам интернат проводит в парке все свои массовые мероприятия и праздники.

Финансовой основой проекта послужили деньги Пенсионного фонда РФ. В целях ликвидации задолженности, накопленной некоторыми предприятиями перед ПФР по пенсионным отчислениям, была разработана программа вложения средств в развитие социально значимых объектов. Бийский дом-интернат смог попасть в эту финансовую программу Пенсионного фонда и за счет нее сделать свой парк. Радышевский был его автором от начала и до конца: сам рисовал проект, сам выбирал место для ключевых сооружений, сам делал эскизы. «А бетонную конструкцию для фонтана, чтобы вода не пошла верхом и не снесла заграждения, мне помогли рассчитать в проектном институте. Мы используем воду по замкнутому циклу и систему каскадов, как в Петергофе под Петербургом. Конечно, у нас все не так грандиозно, как там, но все равно красиво. Людям нравится».

К тому времени территория интерната преобразилась неузнаваемо. Кроме упомянутого овощехранилища, оснащенного новейшим по тем временам холодильным оборудованием с вентиляцией, обеспечивающей благоприятный микроклимат для сохранности продуктов, были построены склады с мансардами для хранения легковесных предметов, например, тары, две теплицы и огород на 1 га. Это еще и объекты трудотерапии для тех проживающих, кому по медицинским показаниям не вредно поливать, сажать, пропалывать, собирать... И старикам хорошо, и интернату помощь. Круглый год в меню – свежие овощи.

Благодаря пенсионной программе в интернате построили также реабилитационный центр. Без него теперь невозможно представить жизнь интерната. Сюда идут с равным энтузиазмом и лечебной физкультурой заниматься, и просто поразмяться, например, игрой в дартс, или поработать на тренажерах. Занятия проводятся каждый день в две смены. Групповые и индивидуальные, с учетом возраста и заболеваний физкультурников. В зависимости от этого – и нагрузки: кому 15 минут достаточно, а кому-то надо посвятить целый час. Год назад в помощь инструктору по лечебной физкультуре Ларисе Николаевне Гнездиловой, которая работает едва ли не с открытия центра реабилитации, была принята ее молодая коллега Елена Безменова.

Задачу на перспективу Владимир Николаевич видит в строительстве нового трехэтажного корпуса, в котором еще в девяностые годы предполагалось разместить геронтологическое отделение с водолечебницей. Вкупе с центром реабилитации этот комплекс мог бы стать научной площадкой по работе с долгожителями. А их, к слову, в интернате немало. В возрасте от 70 до 80 – свыше 130 проживающих, от 80 до 90 – более шести десятков, а несколько человек перешагнули и за 90 лет жизни.

Восьмидесятилетняя Майя Кузьминична Анкудинова сравнивает свою жизнь в интернате со сказкой:

- За все время, что здесь живу, ни от одного сотрудника никогда грубого слова не слыхала, отношение к нам прямо королевское. То ли специально таких вежливых и внимательных подобрали? Я, видите ли, лежу, а мне в комнате пол моют. В столовую прихожу – обед из трех блюд, пожалуйста, и все свеженькое, вкусное! Я сама даже ложку за собой не мою – все за меня сделают.

Я когда первый раз зашла на территорию, удивилась, какая красота: цветы, парк, кругом чистота и порядок. Даже качели есть. Для кого, подумала, сделаны? А для нас! Мы с удовольствием на них качаемся. Это Владимир Николаевич постарался. Он молодец, заботится о нас. Мы для него как дети, даром что старики. Он и подбодрит, и успокоит, и порадует добрым словом. А где надо, и строгость проявит.

- Не скучаете?

- Что вы! Некогда. Дел хватает. Вот сейчас поведу подружку на прогулку. Она плохо видит, вот я ей и помогаю. Есть еще одна приятельница, которой тоже нужна помощь, ей трудно ходить. А так я слежу за растениями в зеленом уголке холла - поливаю, рыхлю. В свободное время вяжу. Попросят халат починить или пуговку пришить - пожалуйста. Мне в удовольствие, что кому-то что-то доброе сделала. Значит, не зря живу.

Мнение Майи Кузьминичны разделяет и та самая подружка Валентина Ивановна Соловова: «За мной здесь ухаживают как в санатории».

Девять лет проживает в интернате восьмидесятичетырехлетний Анатолий Емельянович Ершов. Бывший военнослужащий в интернате заведует молельной комнатой. Увлекается спортом. Полчаса каждый день занимается гимнастикой. Зимой - лыжи, летом - ходьба. Дал обет по субботам и воскресеньям посещать храм в городе. Расстояние туда и обратно преодолевает пешочком. Жизнью в интернате доволен. Как и другие наши собеседники, отмечает царящие здесь чистоту, порядок, заботливое и внимательное отношение персонала. «А всему голова – директор», - подытоживает сказанное Анатолий Емельянович.

Сам же Радышевский с нескрываемым восторгом говорит о постояльцах дома-интерната, об их увлечении спортом и участии в стартах здоровья, о лыжных праздниках, которые два раза в год проводятся в интернате на открытие и завершение зимнего сезона. Без команды интерната не обходятся ни городские, ни краевые, ни ведомственные соревнования. Вспоминает состязания 2007 года, проведенные на лыжной базе в Барнауле. В команде, состоящей наполовину из сотрудников и проживающих, все бежали дистанцию на равных. «Круг – 4 км, кто сколько мог осилить. Я один круг пробежал, а мои дедульки, в том числе и один 80-летний, по два отмахали. Вот такие у нас старички! Спонсор соревнований (компания «Мария-Ра». - Ред.) вручил тогда интернату 10 пар лыж. А сегодня мы можем оснастить хорошую спортивную команду. У нас стало традицией проводить лыжные старты под девизом «Не стареют душой ветераны».

К слову, участвовать в спортивных праздниках интерната почитают за честь и спортивная общественность Бийска, и ветераны спорта, и именитые мастера. В их числе, например, параолимпийская чемпионка заслуженный мастер спорта Татьяна Ильюченко. Или чемпион мира по лыжным гонкам в возрастной категории 60 лет и старше Алексей Хвостов. Чемпионы впереди, а интернатовцы за ними. Хороший стимул!

- Самая первая и самая важная задача и забота персонала – чтобы проживающим было хорошо. Их проблемы для нас – на первом месте. Все мои действия и персонала по обращениям проживающих направлены (в пределах возможного) на разрешение их потребностей. А в спорных ситуациях мои помощники и советчики - справедливость и законность.

- Сотрудники не обижаются на вас – строго же спрашиваете?

- (Смеется.) Не знаю, может, и жестко спрашиваю, подкрепляя это еще и экономическим рычагом, но мы ведем диалог открытый, глаза в глаза. Если ты не согласен с моими аргументами, пожалуйста, доказывай свою правоту. Люди это понимают, и от этого уважение друг к другу в коллективе возрастает. У нас немало сотрудников, с которыми мы работаем вместе все эти годы. А, например, старшая медсестра Нина Васильевна Волжина, главная медсестра Наталья Викторовна Сергачева и фельдшер Елена Ильинична Ярушкина здесь более 20 лет. Галина Васильевна Серегина, завскладом продовольственным отработала 27 лет, недавно мы ее проводили на заслуженный отдых. Более десяти лет работают шеф-повар Любовь Архиповна Бусова и главный бухгалтер Людмила Алексеевна Шевченко. Превыше всего в сотрудниках я ценю ответственное отношение к исполнению своих должностных обязанностей с выходом на конечный результат независимо от времени исполнения. Любое дело должно быть доведено до конца и выполнено безукоризненно.

Бывают, конечно, и недовольные. Подумаешь, мол, колпак на голову на кухне не надела или перчатку после уборки оставила на подоконнике. Мелочь? Конечно, но халатность в мелочах и проявляется. С них начинается большое безобразие. А если оно еще и осталось безнаказанным, то до большой беды совсем рукой подать. Важно, чтобы люди это поняли. Все имеет свое начало, но за что-то надо поощрять, а за что-то – наказывать.

- Месячник пожилого человека вы как-то отмечаете?

- Для нас это, без преувеличения, самый главный праздник года. Отмечаем его душевно: с поздравлениями, гостями, с конкурсами, призами, подарками.

Фоторепортаж