Алтайские строители пытаются ломать шаблоны

19:44, 18 февраля 2024г, Экономика 1869


Фото: Евгений Шумилов
Фото: Евгений Шумилов

Алтайские застройщики, возводящие социальные объекты за бюджетные деньги, вынуждены использовать заложенные в проектах конкретные марки кирпича, мастики, деревянных изделий, приобретая их по всей стране за немалые деньги. При этом много стройматериалов производится на территории края. Логично, чтобы приоритет при прочих равных отдавался местным компаниям. Это предложение обсуждали на круглом столе, организованном Союзом строителей Алтайского края.

Железобетон

Председатель его правления Александр Мишустин в начале разговора отметил, что зимой предприятия стройиндустрии работают вполсилы, а летом их продукции будет не хватать, что приведет к росту цен. Не лучше ли сегодня наладить долгосрочное сотрудничество, спланировать накануне сезона объемы выпуска материалов под потребности алтайских строителей? Возможно, кто-то из них должен уже сегодня выкупить часть материалов и положить их на склад.

Обсуждать положение дел начали с запасов железобетона. Директор «Сибирь Контракт Плюс» Юрий Фриц отметил, что с лета прошлого года растет спрос на пустотелые железобетонные плиты перекрытия. Расширяется ассортимент мелкоштучной продукции: тротуарной плитки, бордюрного камня. А под потребности индивидуального жилищного строительства (ИЖС) компания заключила контракт на поставку оборудования по изготовлению облегченной пустотной плиты. К лету оно придет на завод.

Основным потребителем продукции «Сибирь Контракт Плюс» являются крупные строительные компании, которым нужны сваи, колонны, панели и т. д.

– Тем не менее, мы готовы рассматривать любые предложения по расширению ассортимента от компаний, занимающихся ИЖС. Сами для себя планируем строить дома из монолитного железобетона, – сообщил Юрий Фриц.

И все бы хорошо, но аналитики прогнозируют в этом году рост цен на строительные материалы на 20–30%, в том числе на отечественные – на 15–20%.

– Мы напряглись в преддверии повышения цен. Говорят, что тонна цемента на днях подорожает на 800 рублей, – сообщил директор «Сибирь Контракт Плюс». – Произвести мы можем все, но надо не забывать, что объем потребления ограничен. Так же не надо забывать про дефицит земли, который существует не только в многоэтажном строительстве, но и в ИЖС.

Фото: Евгений Шумилов фото
Фото: Евгений Шумилов

Кирпич и блоки

Ряд проблем поднял и директор ООО «Силикатчик» Михаил Дыров. Кирпич этой компании в основном используется в многоквартирном домостроении, а газобетон – в ИЖС.

Директор отметил, что зимой, когда покупателей нет, завод работает за кредитные средства, в основном на склад. Поэтому он предложил строителям сделать зимний закуп по льготным ценам. Пока этим пользуются только дилеры, а в сезон перепродают материалы строителям.

– Как бы эту тенденцию поломать? – задал риторический вопрос Михаил Дымов.

Он сообщил, что завод закупил оборудование для производства силикатных блоков 250 на 250 мм. Их выпуск начнется через 1–2 месяца, но блоки уже выкуплены застройщиками из Новосибирска. Директор «Силикатчика» говорит, что в Алтайском крае к его продукции не проявляют большого внимания, чего не скажешь о соседней области.

– Мы же не просто так предлагаем. Прежде чем что-то выпустить, мы проводим анализ строительного рынка Урала и европейской части России. И рассчитываем экономическую эффективность не только для себя, но и для наших потребителей. Но никак не можем доказать. Поэтому приглашаю всех на наше предприятие, посмотреть, как производятся силикатный кирпич и газобетон.

Михаил Дыров также анонсировал рост цен на продукцию завода, объяснив это тем, что в прошлом году ему в несколько раз подняли арендную плату земли, на которой расположены карьеры по добыче песка.

– Видя жесткую конкуренцию в соседних регионах на аналогичную продукцию, мы всегда идем по низу рынка, – заверил руководитель завода.

Владелец строительной компании «Свои» Дмитрий Кокарев согласился с тем, что цена у «Силикатчика» весьма привлекательная, если брать по предоплате, но поставки задерживаются в пик сезона до полутора месяцев.

– Какой смысл нам тогда вам оплачивать сейчас? Я занимаюсь ИЖС, склада нет, а на открытой площадке этот материал портится, – спросил Дмитрий Кокарев.

Михаил Дыров объяснил, что в прошлом году завод два месяца простаивал, что и привело к дефициту продукции на 10 тыс. кубов. Сейчас, работая по предоплате, он гарантирует сроки поставки.

Гендиректор ПКФ «Отделстрой» Павел Пеледов видит выход из этой ситуации в строительстве «Силикатчиком» площадки готовой продукции, из которой можно обеспечивать мелких застройщиков и забрать хлеб у дилеров.

Пиломатериал

В крае хорошо развита деревопереработка. И одним из крупнейших игроков на этом рынке считается ЛХК «Алтайлес», у которого есть деревообрабатывающие комбинаты в Рубцовске, Камне-на-Оби, Павловске, заводы в Топчихе, Новичихе. Они изготавливают пиломатериалы, плиты МДФ, комплекты домов из клееного бруса. В настоящее время их производят до 150 штук в год. Сборные дома продают по всей России и за границу вплоть до Новой Зеландии, но только четверть объема приходится на Алтай. Последнее время интерес к этой продукции растет. Планируется увеличивать ее выпуск.

– Мы продаем как конечным потребителям, так и застройщикам, – сообщил представитель ЛХК «Алтайлес» Алексей Шмаргун. Он пригласил всех заинтересованных в гости на предприятия холдинга.

Однако директор «ВЕК-Строй» Сергей Зябкин заметил, что, когда обращался в «Алтайлес» за пиломатериалами для строительства школы, то в компании отказались их поставить, сославшись на срочные заказы из других регионов.

Немало в крае предприятий по производству вспомогательных материалов. Так, компания «Прагма» выпускает ремонтные составы для бетона, камня и кирпича, гидроизоляционные составы обмазочного типа, пластификаторы, противоморозные, огнезащитные добавки. Всего около 90 наименований. По словам директора Эдуарда Чернявского, большая часть продукции является аналогами известных иностранных брендов и даже превышает их отдельные характеристики. Два года назад предприятие перебралось из Бийска в Барнаул, чтобы снизить транспортные издержки на доставку готовой продукции до основных потребителей.

– Понимаю, что важно предлагать свою продукцию проектировщикам, поскольку тот материал, что заложен в проекте, и используют строители. Но правильнее поддерживать своего производителя, – призвал Эдуард Чернявский.

Учредитель «Алтай Герметик плюс» Александр Коровин также поднял эту тему.

Его предприятие производит битумные мастики, праймеры и герметики для заделки швов в дорожном покрытии. И когда просит проектировщиков не указывать в спецификации конкретную марку мастики, они не соглашаются, а предпочитают закладывать продукцию известного федерального бренда.

– Те строительные компании, которые ценят не столько модную марку, сколько разумное соотношение цена/качество, используют нашу мастику и довольны, – говорит Александр Коровин. – Наша продукция гораздо дешевле.

Советская методика

– Те застройщики, которые работают на себя, научились договариваться с проектными институтами, предлагая им указывать в спецификации тип материала без конкретного производителя. А потом сами выбирают, что подешевле или поближе, – поддержал коллегу Александр Мишустин. – Сложнее с проектами социально-бытового назначения, которые возводятся на бюджетные средства. Там проектировщики работают по шаблону.

Он вспомнил, что в советское время была методика расчета потребности в кирпиче, цементе, арматуре на каждый миллион рублей строительных работ. Воспользовавшись ей, можно хотя бы в первом приближении просчитать, чего сколько нужно для выполнения адресной краевой инвестиционной программы и муниципальных планов. Тогда производители их могут учесть.

В итоге участники совещания решили подготовить письмо к региональному Министерству строительства и ЖКХ, в котором планируют изложить свои предложения.

Фоторепортаж