Эксперты рассказали, как предпринимателям получить поддержку от фондов

18:40, 11 февраля 2024г, Общество 743


Эксперты рассказали, как предпринимателям получить поддержку от фондов Фото №1
Эксперты рассказали, как предпринимателям получить поддержку от фондов Фото №2
Эксперты рассказали, как предпринимателям получить поддержку от фондов Миниатюра №3
Эксперты рассказали, как предпринимателям получить поддержку от фондов Миниатюра №3

Как добиться поддержки для своего предприятия от многочисленных фондов? Своим опытом делятся эксперты, которые не раз оценивали запросы от предпринимателей о средствах на проведение различных социально ориентированных акций.

У кого чаще просят помощи?

Барнаулец Денис Матис – многократный победитель федеральных и региональных грантовых конкурсов, эксперт Агентства стратегических инициатив по направлению «Социальные проекты». Он напомнил, кто проводит основные конкурсы, которые больше сейчас на слуху, для получения средств на социально ориентированные проекты в малом бизнесе и по инициативам общественников:

– Это прежде всего Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, Росмолодёжь, Движение Первых. В нашем крае есть конкурс проектов на предоставление грантов губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Есть в России и целая серия корпоративных конкурсов, которые организуют регулярно. Это, например, конкурсы благотворительного фонда Владимира Потанина, социальных проектов РУСАЛ, ЛУКОЙЛ, Сбербанка.

В стране сейчас есть тысячи различных конкурсов. Но не стоит постоянно искать что-то новое. Лучше сосредоточиться на контактах с каким-то определенным фондом, целенаправленно с ним вести сотрудничество. Например, Фонд президентских грантов проводится два раза в год. От него два года назад отделился Фонд культурных инициатив. Первый из этих фондов ориентирован на работу с заявками от некоммерческих организаций (НКО). Для работы по культурным проектам круг потенциальных получателей шире, вплоть до того, что в него подают заявки и бюджетные организации. Росмолодёжь работает с запросами от физических лиц с 14 лет и до 35.

– Если уже исполнилось 35 лет, то здесь все же остается другой путь. Надо просто к тому времени обзавестись юным получателем гранта, чтобы помочь получить поддержку своему инициативному ребенку. У многих это получается! – шутит Денис Матис.

Чтобы не пришлось возвращать

Предприниматель Наталья Гузеватова тоже не раз побеждала с проектами в федеральных и региональных грантовых конкурсах, в том числе от Фонда президентских грантов, Фонда культурных инициатив и агентства «Росмолодёжь».

– Все, наверное, кто уже успешно поучаствовал в заявках в фонды, знают, что полученные в конкурсах грантовые средства возвращать не нужно, – подчеркнула Наталья. – Но это действует при обязательном выполнении двух условий. Во-первых, нужно выполнить все заявленные количественные и качественные показатели проекта. Во-вторых, нужно, конечно, сдать отчет. Когда его примут, то тогда точно ничего возвращать не придется!

Денис Матис помнит, как скрупулезно относятся некоторые кураторы проектов к проверке проведения мероприятий:

– На одном из фото в отчете у нас не попало в кадр печенье, которое было обозначено в заявке одним из обязательных элементов в перерывах встреч. Пришлось дополнительно переделывать отчет. В другой раз куратор посчитал по фотографиям участников и засомневался, что их было столько, сколько мы планировали. И только когда нашли общее фото участников с этим самим куратором проекта, вопросы были сняты.

Кроме школьников от 14 лет сейчас появилась еще одна новая категория грантополучателей. К ним относятся молодые предприниматели в возрасте до 25 лет.

– Не ошибусь, если 80 процентов всех грантов у нас «заточены» для получения некоммерческими организациями, – уверена Наталья. – Есть гранты по направлениям «Информационные технологии», «Научно-исследовательские работы». Сейчас уже есть гранты и на учебу в некоторых вузах. Но эта практика пока достаточно редкая.

– Так как значительно выросло количество заявок в сфере культуры, то и был выделен из Президентского фонда в отдельно Фонд культурных инициатив, – отметила эксперт. – Причем среди постоянных получателей грантов по культуре есть и такая – небедная организация – Первый канал.

Кого считать молодым?

Агентство «Росмолодёжь» сегодня в России остается единственной организацией, которая работает с заявками на конкурсы от физических лиц несовершеннолетнего возраста.

– Сейчас появились инициативы по исключению того противоречия, что молодыми предпринимателями считаются лица до 25 лет, а возраст молодежи законодательно установлен до 35 лет, – отметила Наталья Гузеватова. – Но представьте себе, какие бы средства для поддержки молодых бизнесменов понадобились, если добавятся эти десять лет!

Денис Матис считает, что это противоречие с молодежным возрастом в законодательстве и с возможностью грантовой поддержки легко объяснить психологически.

– Казалось бы, просто увеличится количество заявок от претендентов, когда вместо одного на конкурс подадут двое. Но я подозреваю, что самые молодые более склонны к рискам, – уверен эксперт. – И менять сферу своей деятельности в пользу бизнеса больше будут те, кто только что окончил вуз. И эти люди в возрасте до 25 лет и будут участвовать в предлагаемых конкурсах.

Как правильно просить средства?

Современные информационные технологии помогают оформить запрос для получения средств от фондов для своего проекта, особенно если он социально ориентирован и рассчитан на определенные категории населения.

Например, на сайте Фонда культурных инициатив есть пошаговая форма для составления заявки.

– Сначала, конечно, нужно внимательно прочесть положение о самом конкурсе, – особо отметил Денис Матис. – Первым пунктом в форме заявки обозначен «Тип проекта», где выбирается вариант. Вот есть «Проект креативных индустрий, в том числе в области литературы, издательского дела, моды, дизайна». Следующий пункт – это «Название проекта», потом идет его описание, где обязательно нужно подчеркнуть уникальность проекта. И только на девятом месте в этой форме заявки можно увидеть то, с чего прежде всего стоило начинать заполнение всей формы, чтобы рассчитывать на успех в получении средств. Этот пункт называется «Обоснование актуальности и общественной значимости проекта». Это как раз про социальную проблему, на подачу которой в первую очередь обращают внимание эксперты, решая выделить финансирование. Поэтому и заполнение заявки нужно начинать с девятого пункта.

У наших общественников-соискателей социальная проблематика должна быть основной в описании проекта. Не должно быть разрыва логики между описанием, уникальностью и общественной значимостью.

«Стало больше возможностей»

Предприниматель из села Сростки Татьяна Фурсова, когда раньше жила и работала в Новосибирске, тоже занималась экспертизой заявок на различные конкурсы.

– Если судить о времени, когда система поддержки социальным предпринимателям через подачу на гранты только формировалась, то была определенная закрытость информации. Было сложно понять, кто дает гранты, и на какие цели лучше просить помощи. Сейчас потенциальный грантополучатель имеет больше возможностей получить поддержку при подготовке своей заявки, в том числе образовательную и консультационную.

Фоторепортаж