Как режиссер Иван Пырьев снял кино про Алтай

08:00, 14 февраля 2019г, Общество 2926


1
1

Первому появлению целинников в художественном кино наш кинематограф обязан кинорежиссеру Ивану Пырьеву.

В 1953 году Иван Александрович Пырьев предложил Министерству культуры СССР рассмотреть сценарий фильма «Одна семья» (в прокате – «Испытание верности»). Министерство поддержало режиссера, и сценарий, на удивление, быстро был запущен в производство. Приказ об этом вышел 29 июля 1953-го, а уже в августе этого года киногруппа активно вела подготовительные постановочные работы.

Во время съемок фильма режиссер внес в сценарий одно важное дополнение. Как известно, в конце февраля 1954-го из Москвы на Алтай отправился первый поезд с 250 добровольцами, которые решили осваивать алтайские целинные земли. Это событие вдохновило режиссёра внести в картину эпизод, в котором героиня фильма Варя Лутонина тоже решает ехать на Алтай. В день отъезда Вари с товарищами на поезде Москва – Барнаул (как сообщает один из персонажей фильма) состоялось решающее объяснение между Варей и Петей, которое изменило судьбу героев. Они признаются друг другу в любви, а в дальнейшем и Петя уезжает вслед за Варей покорять целину.

Оператором картины стал верный сподвижник Пырьева Валентин Павлов. Художником-постановщиком был приглашён Владимир Каплуновский, написать музыку к картине режиссер предложил Исааку Дунаевскому. В основной актёрский состав картины вошли Сергей Ромоданов, Марина Ладынина, Леонид Галлис, Василий Топорков, Нина Гребешкова и Александр Михайлов.

Пырьев снял картину довольно быстро – 15 октября 1954 года он представил готовую картину худсовету киностудии «Мосфильм». Фильм оказался ко времени. Его действие происходило в семье московских потомственных рабочих. Атмосфера этой семьи, чуткие и доверительные отношения её трёх поколений, их интересы, традиции, окружение – все это было показано постановщиками с большой человечностью и любовью к героям, простым людям. Пырьев – мастер съёмок эпических сцен труда – и в новой картине нашёл применение этому своему таланту, сняв великолепные сцены в заводском цехе, где работают герои. Сияние и жар раскаленного металла, грозный рокот печей, огненно-красные и серебряно-серые цветовые сочетания – все это было сделано со свойственным ему темпераментом.

Сюжетная схема сценария незатейлива. Муж уходит от жены, но, разочаровавшись в любовнице, возвращается к ней, сохраняющей любовь и верность. Другая линия: девушка влюбляется в фальшивого и мелкого человека, но, разгадав его, раскаивается и отвечает на любовь друга своего детства. Намеренно либо нет, но в фильме получилось так, что рабочие люди хоть и излишне доверчивы, но сильны своей справедливостью и чистотой, а интеллигенты морально неустойчивы и двуличны. Но не все так прямолинейно.

Современного зрителя этот фильм, пожалуй, не удивит, но для середины 1950 годов он стал знаковым. В нашем кино был довольно продолжительный период, когда ставились сначала исторические, потом биографические картины, затем переключились на военные. Бытовых тем кинорежиссёры не касались полтора десятка лет, что привело к утрате традиций жанра. За это время изменились люди, изменились и формы выражения простых человеческих чувств. А киногерои на экране совершенно разучились говорить о простых человеческих вещах и произносить нежные слова любви.

Фильм И.А. Пырьева «Испытание верности» явился примером того, что кино может и должно стать способом разговора с человеком по душам. Кино «оттепели» даст нам множество примеров картин истинных «инженеров человеческих душ», но фильмом-первопроходцем в послесталинское время стала именно лента Пырьева.

Елена ОГНЕВА, член Союза кинематографистов России, заместитель директора ГМИЛИКА по научной работе.

Кстати

Главную героиню в фильме «Испытание верности» сыграла Марина Ладынина. И это была одна из лучших её ролей по единодушному мнению критиков. «Испытание верности» стало девятой по счёту картиной, в которой И.А. Пырьев снял свою супругу. Хотя в 

1953-м вышло указание свыше, запрещающее режиссёрам снимать своих жён. Однако Пырьев собрал фотопробы других претенденток на главную роль, принёс их в Госкино и смог отстоять кандидатуру своей жены.

Фильм «Испытание верности» вышел в прокат 31 декабря 1954 года и собрал на своих просмотрах 31,9 млн. Но весь трагизм этой истории состоял в том, что «Испытание верности» – последний фильм в кинокарьере Марины Ладыниной. А конец совместной работы с Пырьевым стал ещё и началом конца их личных отношений.

 
РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж