Как фанатики фитотерапии стараются помочь людям

15:00, 29 сентября 2016г, Медицина 1920


1
1

Только ленивый сегодня не фасует лечебные алтайские травы в красивую упаковку. Но далеко не каждый подходит к своему продукту по-научному, используя богатый опыт минувших поколений, – считает Сергей Корепанов, директор ООО «Алфит». В его компании собрались фанатики фитотерапии, которые своими знаниями стараются помочь людям вырваться из лап тяжелых болезней.

Сергей Корепанов руководит и фармацевтическим заводом «Гален», который вместе с фитоцентром «Алфит» представляет собой единый научно-производственный комплекс по разработке и выпуску растительных продуктов для оздоровления человека. Это малое предприятие, которое нельзя сравнивать по масштабам производства с гигантами алтайской фармацевтики. Но на рубеже 2014-2015 годов удалось провести модернизацию, закупив несколько единиц современного оборудования. Для этого директору пришлось продать свою квартиру в Новосибирске. Благо потом 513 тыс. рублей были компенсированы краевой администрацией из средств региональной программы поддержки и развития предпринимательства.

«Мы были удивлены, – признается главный технолог завода Елена Погодина. – Мы всегда полагаемся на свои силы, а тут выделили средства без бюрократии».

Государственные деньги пошли на приобретение лазерного маркератора. До этого на коробках с продуктом дату выпуска печатали с помощью струйного аппарата, у которого дорогая и токсичная краска. Также купили американскую фасовочную машину. Новая техника производительнее старой, что позволило удовлетворять потребности крупных дистрибуторов, которым нужны большие объемы продукции.

Производство

«До недавнего времени мы не обращали внимания на капсулы, так как в них обычно фасуют экстракты трав, – рассказывает Сергей Корепанов, проводя экскурсию по производственному корпусу. – А мы не одобряли экстракты. Но потом научились тонко измельчать травы и проводить их мокрую грануляцию, иначе они слипнутся в комок и выйдут через желудочно-кишечный тракт. Эти гранулы и фасуем в капсулы. Капсул много на рынке, но таких гранул никто не делает».

Возле экстракционной установки директор продолжает свой рассказ: «К бальзамам мы тоже относились свысока. Мы же лечением занимаемся, а тут какие-то бальзамы. Но выживать надо, а рынок требует такую продукцию. Обычно для бальзама траву варят и консервируют с сахаром. Мы делаем спиртовую, а потом водную экстракцию. Это позволяет больше извлечь полезных веществ из растения. Экстракцию проводим под вакуумом, чтобы понизить температуру кипения и сохранить биологическую активность».

В производственных помещениях чувствуется сильный пряный запах трав. Вдоль стены от пола до потолка – металлический шкаф с ячейками. На них надписи: «Подорожник», «Полынь», «Валериана», «Мята», «Красный корень»... «Мне стыдно за эту стену, которую мы никак не покрасим, и не стыдно за этот смеситель, под который приспособили обыкновенный тестомес. Как говорится, голь на выдумки хитра, – улыбается Сергей Корепанов. – Первое оборудование у нас появилось по выпуску брикетированных сборов. Их, кроме нас, никто не производит».

Неизмельченные травы лучше хранятся. Но делать из них отвар долго, поэтому людям не нравится. Если траву порубить на мелкие кусочки, то экстракция проходит быстро, но на воздухе она быстрее окисляется и теряет активность. Поэтому травы на предприятии измельчают, смешивают и быстро брикетируют, чтобы действующие вещества сохраняли свои полезные свойства. Потом потребитель заливает брикетик кипятком – и настой готов к употреблению.

Измельченную траву замешивают в тестомесе, а потом прессуют на роторной таблеточной машине. Ее купили в Новосибирске, где на таких установках делают лекарственные формы. Попробовали формовать травы, а они рассыпаются. Но заводские умельцы смогли машину усовершенствовать, внеся больше десятка изменений. Новосибирцы просили раскрыть секреты. Им, конечно, отказали: конкуренты все-таки.

Сырьё и рецептура

Завод в основном работает на сырье, заготавливаемом на просторах края и Республики Алтай. Завозят только то, что не растет там, например, имбирь или морскую капусту. Травы и коренья поставляют предприниматели, занимающиеся заготовкой дикоросов. Они проверяют свой товар на безопасность (радионуклиды, токсичные элементы, биологическая обсемененность) в местных СЭС. Потом уже «галеновцы» отдают на анализ тех же показателей и биологической активности в ФНПЦ «Алтай». Содержать свою лабораторию слишком дорого.

Рецептуру и форму выпуска разрабатывают Сергей Корепанов и замдиректора Наталья Кизляк. «В основном новые продукты составляют из трав с хорошо изученными свойствами, поэтому нет необходимости анализировать их в процессе разработки, – объясняет Елена Погодина. – Важно лишь найти нужное сочетание веществ и их форму. Но если что-то совсем новое, например, когда мы запускали производство масла монарды, то изучали его свойства в Томском НИИ фармакологии, выполнялась целая научно-исследовательская работа».

Это людям надо

Сергей Корепанов по образованию врач-онколог и фитотерапией увлекся 25 лет назад, когда заметил, что его больные самостоятельно принимают противораковые настойки. Поэтому основное направление центра «Алфит» – работа с онкологическими больными, а специализация завода «Гален» – препараты, поддерживающие иммунную систему.

Хотя  производят и просто полезные для организма продукты. Их поставляют в разные регионы страны и за рубеж. Работают по заказам других компаний, в том числе и под их торговыми марками. Есть и необычные клиенты. Например, для Свято-Троицкой Сергиевой лавры создали технологию производства экструдированных пшеничных отрубей с добавлением алтайских трав. Сейчас работают над линейкой чаев.

«Среди священников лавры оказалось много врачей, – удивляется Сергей Корепанов, – так что легко было с ними найти общий язык. Теперь они проходят у нас ежегодные курсы фитотерапевтов».

Сергей – человек увлеченный и о полезных свойствах трав и кореньев может рассказывать часами. Не получение прибыли, а помощь тяжелобольным людям он считает главным делом.

«С моим отношением к коммерции мы должны были развалиться еще 20 лет назад, – считает руководитель, – но продукция нужна людям, поэтому мы и держимся на рынке». Конечно, сотрудники предприятия пытаются анализировать тенденции. Конкуренция на рынке вынуждает увеличить количество работников в отделе сбыта, ввести должность маркетолога. В результате объемы сбыта поднялись по сравнению с докризисным периодом на 30%, создано 13 новых рабочих мест. «И вообще с 1991 года у нас не было падения, – отмечает Сергей Корепанов. – Мы боимся брать кредиты и потихоньку развиваемся. Правда, нас сильно отвлекает музей. Люди заводы строят, а мы – музей».

Но музей – это совсем другая история, о которой мы еще расскажем.

Фото Лариса Хищенко

Фоторепортаж