«Любовь-морковь» и другие овощи

11:30, 07 сентября 2016г, Экономика 1759


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Вы когда-нибудь наблюдали за работой морковоуборочного комбайна? Нет? И немудрено. Говорят, что в Сибири он в одном экземпляре. Работает на алтайских полях, точнее, на полях компании «Русский овощ», что в Первомайском районе. В минувшую пятницу мы своими глазами увидели, как машинами убирают морковь, лук и картофель.

Удачный старт

Компания «Русский овощ» была создана в 2010 году предпринимателями Евгением Ракшиным и Андреем Ланговым. Спустя шесть лет предприятие выросло до крупнейшего производителя овощей в Алтайском крае, о нем знают и потребители из других регионов страны.

Вот как гендиректор Андрей Ланговой вспоминает начало пути: «Я двадцать лет занимался поставками в «Марию-Ра» овощей и фруктов. Сеть развивалась, и нам надо было улучшать качество продукции. Мы покупали мойки, фасовки, но, используя осенью фермерскую продукцию, после мойки и фасовки получали по 30% брака. Между тем с января по март завозили по 5-7 тыс. тонн овощей из Голландии, Бельгии, Израиля, имея 2-3% брака.

Тут мы подумали, что не обязательно завозить овощи издалека, если своей земли под боком хватает, надо только научиться выращивать и хранить картошку, как это делают в Европе. Мы с Евгением Александровичем изучили бельгийский и голландский опыт, посмотрели на месте, как садят, как хранят, и решили организовать такое же производство у себя».

В первый год в дело было вложено около ста миллионов рублей. Компаньоны приобрели 1000 га земли в Косихинском районе и полный комплект техники. Пригласили двух специалистов из Голландии, которые два месяца обучали местную команду мастерству возделывания овощей. Чтобы полностью воспроизвести технологию, закупили голландские элитные семена, а пока они росли, успели построить на окраине Новоалтайска современное овощехранилище на 14 тыс. тонн.

Внешняя конъюнктура сложилась для предпринимателей как нельзя лучше. В средней полосе России, население которой и является основным потребителем овощей, случилась засуха. А в «Русском овоще» собрали отличный урожай картофеля – по 45 тонн с гектара, то есть посадили 500 тонн, а собрали 7000 тонн. Эту картошку тогда удалось продать по хорошей цене. Окрыленные успехом Ракшин и Ланговой приобрели еще техники на сто миллионов.

Чего только нет сегодня в арсенале компании: посадочно-рассадочные машины и уборочные комбайны для всех видов овощей. Но наибольший интерес вызывают поливные установки. У них свернутая в рулон труба длиной 600 метров, которая может быстро распрямляться. Каждая машина, снабженная мощным американским насосом, орошает за один цикл шесть гектаров. У предприятия семь таких установок, работающих летом круглосуточно. Соединив их вместе, можно качать воду из реки или озера за пять километров от поля. Так что с поливом у предпринимателей проблем нет.

Голландские технологии

В этом году компания «Русский овощ» взяла в долгосрочную аренду 2200 гектаров в Первомайском районе, поближе к хранилищу. Земля не хуже, чем в Косихинском районе, а учитывая европейский уровень применяемых агротехнологий, на ней невозможно получать низкие урожаи.

Приезжаем на морковное поле. Зеленая ботва раскинулась на пятидесяти гектарах. Никогда не видел таких «грядок». Но бельгийскому комбайну, который стоит на его краю, такие масштабы привычны.

Комбайном управляют сразу два механизатора. Один на центральном пульте джойстиком настраивает вращающиеся конические лапки, которые входят в землю и разрыхляют её возле моркови, а специальные захваты вытягивают корнеплод из почвы за ботву. Морковь движется по конвейеру вверх,  отряхиваясь от земли, а потом ножи избавляют овощ от ботвы.

Комбайнер Аркадий Белков с помощью пульта управляет изгибающимся транспортером-гусаком, по которому морковь попадает в кузов КамАЗа. На этом «бельгийце» Аркадий работает четвертый сезон. «Убрав морковь, сажусь на комбайн по уборке капусты, зимой – дефектовка, ремонт, а весной занимаемся посадкой, так что занят круглый год», – рассказывает механизатор. Таких, как Аркадий, постоянных работников,  в компании 125 человек: 25 занимаются выращиванием овощей, остальные – их мойкой, фасовкой и хранением на складах.

Параллельно с уборкой моркови идет копка картошки. Ботва на поле настолько высохла, что ее почти не видно. Оказывается, растения за несколько дней до уборки обрабатывают специальным препаратом, чтобы они прекратили рост. Благодаря этому приему клубни увеличиваются в размерах на 10-15%.

Из картофелекопалки клубни выгружают в специальные телеги с наклонным днищем и донным транспортером. КамАЗ везет телегу на склад, где встроенный транспортер выгружает корнеплоды, не травмируя их. Кто мешал нашим конструкторам придумать такие телеги? Мы что, глупее голландцев?

На соседнем поле по старинке рубят капусту мачетами. «Сейчас на складе работники заняты переработкой картофеля и моркови, на капусту свободных рук не хватает, поэтому сразу на поле очищаем от листвы, пакуем в сетки для торговой сети, – объясняет Андрей Ланговой. – Потом поздние сорта будем убирать механизированным способом».

Уборкой капусты заняты жители Налобихи Косихинского района. Они уже не первый год месяца по три работают на уборке овощей на этом предприятии. А вот народ из соседнего Жилино такой вид деятельности не привлекает, хотя при определенной сноровке и желании можно за месяц заработать тысяч двадцать, уверяет гендиректор.

Первые приходят, последние уходят

Каждый сентябрьский день работники предприятия убирают по 800 – 900 тонн овощей. За сезон получается около 30 тысяч тонн. Большую часть корнеплодов стараются вымыть и упаковать, потому что такой товар пользуется большим спросом у потребителей.

Наличие современных сладов позволяет хранить продукцию в оптимальном температурно-влажностном режиме, в холодильниках она не портится до начала следующего сезона. Но в склады входит только половина урожая, остальную приходится реализовывать сразу.

Продают в сети «Мария-Ра», «Аникс», «Пятерочка», «Магнит», участвуют в тендерах на государственные закупки. Но последнее время овощной бизнес стал менее прибыльным.

«Предложение на картофельном рынке растет, – говорит Андрей Владимирович. – В прошлом году было перепроизводство, а нынче, говорят, еще на 7% будет больше. Так что настроение не очень хорошее».

И всё же «Русский овощ» добивается рентабельности за счет того, что сеет скороспелые сорта и самым первым выходит на рынок и последним с него уходит, сохраняя урожай в холодильниках. «В прошлом году все продавали по 7 рублей картофель, а мы в начале мая подняли до 20 рублей и реализовали 3 тыс. тонн, тем самым свели концы с концами», – раскрывает секреты Ланговой.

Фоторепортаж