Мы поедем, мы помчимся: что ждет транспортную систему Алтайского края в будущем

06:55, 12 января 2022г, Транспорт 1408


Мы поедем, мы помчимся: что ждет транспортную систему Алтайского края в будущем Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Умные перекрестки, дешевый поезд до Славгорода, самолет до Иркутска и новые автобусные маршруты между селами ждут нас в ближайшем будущем. Об этом рассказал замминистра транспорта Алтайского края Дмитрий Коровин.

Организация движения

В этом году ожидается оснащение светофоров интеллектуальной системой контроля на 60 перекрестках в центре краевой столицы. Система создается для безопасного и быстрого проезда пересечений улиц Барнаульской агломерации. Планируется постепенная модернизация всех 168 светофорных объектов, которые есть в Барнауле. На них установят дополнительные камеры для считывания транспортного потока с боковых направлений и принятия на основе анализа больших данных автоматического решения о включении зеленого света.

Построением системы второй год занимается Ростелеком. В прошлом году он заключил контракты на поставку оборудования и программного обеспечения, затратив на это 120 млн рублей. В этом году планирует создание центров обработки данных и управления дорожным движением, а также модернизацию светофорных объектов.

Если первоначально соглашение по созданию интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Барнаульской агломерации предполагало выделение из федерального бюджета 360 млн рублей на три года, то согласно проекту нового соглашения сумма увеличена до 489 млн. Между тем проектная стоимость ИТС составляет порядка 900 млн рублей, так что еще придется искать 400 млн на ее полное внедрение.

Пригородные поезда

Дмитрий Коровин вспомнил, как 12 лет назад были запущены ускоренные поезда из Барнаула в сторону Рубцовска, Бийска и Ребрихи.

«Примера, чтобы использовали тепловозы для пригородного пассажирского транспорта, в стране больше нет, – отметил замминистра. – Считаю, что эта идея выстрелила удачно, так как пассажиропоток ежегодно растет в этих направлениях на 7–14%».

Он признался в том, что у Минтранса есть совместные с железнодорожниками планы запустить в следующем году на летний период такой же поезд до Славгорода. Для воплощения плана в жизнь нужны новые вагоны, которые должны предоставить железнодорожники. Преимущество такого маршрута перед поездом дальнего следования Барнаул – Карасук будет в том, что цена билетов снизится, а скорость вырастет чуть ли не вдвое.

На вопрос, кто заплатит за «банкет», Дмитрий Коровин пояснил:

«Железнодорожники сдают в аренду подвижной состав, тягу, краевыми властями устанавливается тариф, а разницу между ним и реальными затратами компенсирует региональный бюджет. Ведь задача государства – сделать так, чтобы пригородное сообщение было доступным для малообеспеченных граждан».

Чиновник добавил, что план реконструкции привокзальной площади в Барнауле по-прежнему актуален. Пока ведутся предпроектные работы, связанные с испытаниями грунтов. Не отметается и идея обновления железнодорожного вокзала. Скорее всего, она начнет воплощаться в жизнь в 2023–2024 годах. Трудности реконструкции связаны с тем, что здания обоих вокзалов относятся к памятникам архитектуры. И проектировщики хотят приспособить большой вокзал под нужды 8 млн человек, использующих пригородные маршруты. Они пока не имеют своего помещения. А старый вокзал отдать пассажирам дальнего следования, поскольку их насчитывается только 600 тысяч в год. Здания планируют соединить между собой надземным переходом.

Самолёты

Если в 2020 году в крае зафиксировано резкое сокращение авиационных пассажиров, то в прошлом году их число превысило 520 тысяч, почти достигнув уровня докризисного 2019 года.  Хороший пассажиропоток был на субсидируемых маршрутах. Так, средняя заполняемость судна в Красноярск составляла 85%, в Новосибирск – 82%, в Казань, Екатеринбург, Омск – около 70%. При этом не удалось продать ни одного билета на Абакан. В этом году планируется открыть рейс до Иркутска.

По словам замминистра,  на рынке субсидируемых перевозок нет отбоя от авиакомпаний. Все готовы летать по любым направлениям. Но окончательное решение принимает федеральный Минтранс при согласии обоих субъектов Федерации. Субсидированную часть билета оплачивают по 30,5% региональные бюджеты, остальное – федеральный. В результате фиксируется максимальная цена билета. Например, по маршруту Барнаул – Казань она составляет 10 959 рублей в оба конца. На субсидирование авиабилетов в прошлом году было выделено из краевого бюджета 82 млн рублей, на этот год планируется потратить 100 млн.

Автобусы

Межмуниципальные перевозки на протяжении нескольких лет в крае находятся на одном уровне, количество маршрутов не меняется, но внутри районов они стали сокращаться по разным причинам, в том числе из-за нехватки техники. В итоге муниципальных маршрутов осталось 168, притом что сел в крае около 1600.

В 17 районах края прошли суды, в которых прокуратура понудила местную власть восстановить движение между селами. А региональные власти помогли муниципалитетам реализовать их функции, впервые за многие годы передав в 55 районов 128 автобусов. Всего, исходя из заявок муниципалитетов, получено краем 193 машины.

«В 2022 году работа Минтранса по восстановлению внутри муниципального автобусного движения продолжится, – пообещал замминистра. – Мы будем формировать расписание общественного транспорта, постараемся, чтобы все автобусы нашли своих пассажиров».

Технику получили 28 муниципальных предприятий, из которых только 8 автотранспортных. В оставшихся районах частные перевозчики готовы взять в аренду новые пазики и возить пассажиров при финансовой поддержке местных бюджетов. При этом каждый глава района обязался разработать муниципальную программу по организации перевозок.

Трамваи и троллейбусы

В программе развития транспорта Алтайского края на этот год заложено 100 млн рублей на модернизацию электротранспорта. Муниципалитеты добавят символический 1%. Деньги пойдут на субсидирование ремонта 17 тяговых подстанций, замену 8,3 км подводящих к ним кабелей в Барнауле, Бийске и Рубцовске. Кроме того, планируется обновить, в основном в Барнауле, старые трамваи.

С учетом того, что восстановление единицы электротранспорта обходится примерно в 9 млн руб., предполагается капитально отремонтировать 8–9 трамваев. В этом случае софинансирование из городского бюджета составит 20%.

Отметим, что до сих пор барнаульское МУП «Горэлектротранс» ежегодно восстанавливало 4–5 трамвайных вагонов, устанавливая на них светодиодное освещение, заменяя электропривод на более экономичный.

Фоторепортаж