Мы – в тройке «пилотов»!

09:00, 25 июня 2015г, Общество 1490


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Край вошел в число трех регионов страны, которые получат поддержку на внедрение новой модели развития дополнительного образования детей.

У любимых много имен

Бийский детский эколого-биологический центр был последним пунктом в маршрутном листе двухдневной командировки журналистов. Но, несмотря на накопившуюся усталость, газетчики и телевизионщики задержались на объекте надолго.

Пока операторы и фотокоры снимали картинку, журналисты старались заглянуть в каждый уголок учреждения. Они вдыхали аромат цветов и кустарников в парке, общались с педагогами и юными натуралистами. Летом в центре работают подростки 14-18 лет, их труд оплачивается через центр занятости населения. Мальчики и девочки ухаживают за растениями, готовят грядки, пропалывают клумбы, ведут борьбу с вредителями растений.

После разговоров на солнцепеке мы решили поискать прохлады в отдельно стоящем одноэтажном здании. И обнаружили там… «Ноев ковчег»! Именно так называется подразделение центра, в котором есть аквариумы, зоологический и орнитологический уголки. Повидавшие на своем веку немало чудес представители СМИ словно дети малые удивлялись белочкам и кроликам, рыбкам и черепахам («Смотри, красноухая!»), хорьку и шиншилле. Кстати, о шиншилле. Педагог Любовь Диянкова выдала гостям интереснейшую информацию: оказывается, из каждой волосяной луковицы зверька растут 60 волосков. Мех шиншилл получается настолько плотным, что в нем не могут обитать паразиты!

Но вообще-то, Любовь Ивановна – орнитолог. И с первого взгляда видно, насколько это увлеченный человек. Очень много интересного она может рассказать о каждом своем пернатом подопечном. Некоторые из журналистов-горожан впервые в жизни увидели в хозяйстве Диянковой обыкновенную зеленушку – птицу семейства вьюрковых, зяблика, крякву, чечевицу (не путать с растением!).

А еще озадачились гости: почему в наш край щуры прилетают раз в четыре года?..

– Каждый ребенок выбирает для себя любимое животное и каждый дает ему кличку. Так что имен у одного питомца получается много, – смеется Диянкова. – Сейчас очень модны нетрадиционные методы оздоровления, в том числе анималотерапия. Когда человек приходит сюда, общается с животными, ухаживает за ними, у него настроение улучшается, нормализуются пульс и давление.

Своим любимцем Диянкова назвала филина Филю. Шарообразный красавец великан был выпущен из клетки, и тут уж пришла очередь удивляться хозяевам центра: один смелый корреспондент погладил птичку, а фотокор «Алтайки» снял этот исторический момент!

Казалось, все уже исследовали на местности журналисты, потому слова педагога Владимира Большакова восприняли как шутку. «Ну, вам осталось теперь только тлю посмотреть!» – заявил он. Оказалось, что и в самом деле было на что поглядеть: педагог центра Марина Носкова со своей подопечной проводили опыт. Именно над тлей.

– Мы занимаемся исследовательской работой, тема нашего занятия – «Вредители деревьев и кустарников садово-парковой зоны», – рассказала Марина Носкова. – Детям очень нравятся практические занятия. Они могут заниматься исследовательской работой, наукой и использовать приобретенные знания на садовых участках, собственных дачах.

– Скажите, вы мечтали работать с детьми или с растениями?

– В первую очередь – с детьми, потому что мне нравится передавать им знания, видеть их ответную реакцию, улыбки. Порой они приходят в центр с тем, что узнали нового из книг или Интернета. Дети очень любопытные, неутомимые в поиске информации. Например, когда у нас была исследовательская работа со снегом (мы исследовали пылевые частицы в Бийске), ученица нашла информацию, что не только наш город загрязнен, она нашла данные по Барнаулу и Рубцовску.

Оазис в городе

Детский эколого-биологический центр (ДЭБЦ) – одно из старейших в крае подобных учреждений – ведет свою историю с городской станции юных натуралистов, основанной в далеком 1955-м. Более 30 лет ДЭБЦ является окружной площадкой по формированию единого экологического пространства в Бийском образовательном округе. В центре реализуется 9 образовательных программ эколого-биологического направления, в 39 группах занимается более 400 учащихся.

– Мы стараемся идти в ногу со временем, – рассказала и. о. директора ДЭБЦ Елена Мосичева. – Основное направление работы нашего учреждения – эколого-биологическое, исследовательская деятельность в области экологии и биологии. Мы исследуем экологию природы, животных, растений, человека. Много внимания уделяется практической стороне. Дети не только теорию изучают, но и овладевает практическими навыками по уходу за растениями и животными. Прийти к нам может любой ребенок.

Площадь нашего замечательного опытно-производственного участка – более двух гектаров. На шести участках у детей проходят практические занятия, а летом они получают возможность работать, приобретая профориентационные навыки: осваивают профессии овощевода, садовода, дендролога, цветовода, ландшафтного дизайнера.

Мы тесно работаем с педагогическим и политехническим институтами. Когда ребята проводят исследования, нужны и весы, и микроскопы мощные. Основную часть исследовательских работ приходится проводить в вузах. Очень бы хотелось иметь свою лабораторную базу.

Все, о чем журналисты узнали в центре, не может не радовать. Но позволю себе небольшую ремарку. Этот детский центр – настоящий оазис в том районе Бийска, который даже на первый взгляд кажется маргинальным. А ведь мы проезжали по частному сектору солнечным летним днем! Первая мысль, посетившая автора сих строк на улице с говорящим названием «7-й околоток», была такова: «Позволила бы я своему ребенку одному ездить сюда в зимних сумерках? Да и летом тоже…»

Инициатива – стратегическая!

18 июня губернатор Александр Карлин подписал соглашение о включении Алтайского края в число пилотных регионов России, которые получат поддержку на внедрение новой модели развития дополнительного образования детей. Соглашения о реализации поддержанной президентом России Владимиром Путиным стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» также подписаны с руководством Республики Татарстан и Ханты-Мансийского автономного округа.

В соответствии с новой образовательной инициативой в крае в 2015/16 учебном году участвовать в реализации пилотного проекта будут 4 учреждения дополнительного образования: детский эколого-биологический центр и станция юных техников Бийска, Алтайский краевой центр научно-технической работы, Детско-юношеский центр Железнодорожного района Барнаула. Также рассматривается вопрос о включении в проект одного из учреждений допобразования, расположенного в сельской местности.

– Алтайскому краю оказана честь и большое доверие: мы включены в число пилотных регионов, где новая модель будет в течение ближайших лет апробирована. Предполагается более широкий доступ детей и подростков к получению услуг дополнительного образования, вне зависимости от того, проживает ребенок в крупном городе или небольшом селе. Это очень важно для нашего края, где половина из 700-тысячного детского населения проживает в сельской местности, – отметил Александр Карлин.

Модель новой системы дополнительного образования предусматривает участие в ее реализации Агентства стратегических инициатив, Минобрнауки России, а также ряда крупных общенациональных высокотехнологичных компаний, институтов гражданского общества. В крае будет оказана поддержка учреждениям в реализации программ, имеющих важное значение для развития региональной экономики, в том числе для туризма, высоких технологий, лесного хозяйства, фармацевтики.

Важная составляющая новой модели – внедрение персональных сертификатов на услуги дополнительного образования. В будущем это позволит перейти к нормативно-подушевому финансированию, использованию таких сертификатов в различных организациях.

Одной из важнейших задач, решению которой служит «Новая модель системы дополнительного образования детей», является обеспечение реального выбора ребенком организации допобразования, независимо от формы собственности. Предполагается использование механизма реализации по принципу «деньги идут за ребенком». При этом сохранится бесплатность базового дополнительного образования.

Светлана АЛЕКСАНДРОВА

ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Система дополнительного образования Алтайского края признана одной из самых эффективных в России. Она включает в себя 421 организацию: 319 государственных и муниципальных учреждений различной ведомственной принадлежности и 102 негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации.
Всего дополнительными общеобразовательными программами в крае охвачено почти две трети детей в возрасте от 5 до 18 лет (что на 3,3% выше, чем в среднем по стране). К 2020 году планируется довести охват детей и подростков услугами дополнительного образования до 75%.

 
Фоторепортаж