На грани сверхбытия

15:00, 06 апреля 2017г, Культура 1073


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Центральным событием в обширной параллельной программе биеннале стала персональная выставка председателя Регионального жюри конкурса «Аз.Арт. Сибирь-2017» Александра Суслова, которая проходит в Художественном музее.

Идея проста: представить молодым художникам того, кто их будет оценивать, и в этом году ее впервые удалось воплотить. Впрочем, имя Александра Суслова – монументалиста, живописца и графика из Новокузнецка и одного из лидеров современного сибирского искусства делает эту экспозицию чем-то гораздо большим, чем просто хорошая школа для молодых.

– Эта выставка нас поразила, как только мы ее увидели, еще в процессе подготовки экспозиции, – призналась на открытии директор Художественного музея Инна Галкина. – Для нашего алтайского искусства язык Александра Суслова не совсем привычен – у нас много экспериментаторов, но на профессиональном уровне в этой пластической системе таких успехов нет.

Искусствовед, доктор философских наук Михаил Шишин о художнике говорит так: «Всегда должен быть человек, который выводит художественную среду из рутины и аморфности. Но чрезвычайно сложно быть той закваской, особой силой, которая не дает искусству провиснуть, уйти в серость, салонность, коммерцию – все это гораздо легче, чем быть на грани и говорить об этой грани все время. Александр Васильевич находится на грани – бытия и сверхбытия, и его работы как раз об этом».

Этому автору по большому счету все равно, что именно писать – обычный забор или нечто запредельное, считает Шишин. И нынешняя экспозиция (самая маленькая из двадцати персональных выставок Александра Суслова) в этом убеждает. Ощущение того самого запредельного рождают отнюдь не только две центральные большеформатные работы «Озеро Ая», но и цикл «Селенье Кутулук», в котором сквозь обыденность мерцает эта «грань бытия», и совсем маленькие черно-белые иллюстрации к книге собственных стихов (точнее, верлибров) художника – в них угадывается таинственный космос далекого детства, проведенного в маленьком селе. Если судить по барнаульской экспозиции, художник тяготеет к абстрактным и обобщенным формам. Впрочем, и в ней нашлось место двум триптихам, демонстрирующим его мастерство в фотореалистической акварели: «Фея электричества» и «Угольная фея».

– Здесь как бы призма с несколькими гранями: мне хотелось показать мое творчество разнообразно, – объясняет отбор работ для выставки сам автор. – Хотя сюда не вошли мои акварельные пейзажи, которые я пишу всю жизнь, поскольку их сейчас нет и в моей мастерской. Но есть рисованные эскизы монументальных произведений, смешанные техники, миниатюрные и большие графические композиции.

Кстати, о монументальных произведениях. В экспозиции действительно представлены эскизы стенной росписи «Произведение технологии» в областной библиотеке города Кемерова, созданные в 1981 году. Они практически альбомного размера и, увы, едва ли передают масштаб этой огромной авангардной работы. Произведениям Суслова вообще не идет маленький масштаб (за исключением тех случаев, когда они изначально в таком масштабе и задуманы), и фотография их силы тоже не передает. Так что с творчеством художника стоит познакомиться в оригинале, раз уж до конца апреля у барнаульцев есть такая редкостная возможность.

– Я всегда говорю молодым: если вы научились рисовать, это еще ни о чем не говорит. Вы должны научиться генерировать свое художественное состояние в большой мир, – сказал своим молодым коллегам художник. – Чтобы писать большие композиции, картины, графические серии, нужно иметь жар души, тот огонь, который движет всеми нами. Нет его – не получится художника, не хватит ему сил. Есть жар души – и он превозможет очень многое.

Фоторепортаж