Качество образования обсудили в Алтайском крае

12:00, 21 декабря 2015г, Образование 1423


1
1

На Алтае состоялась VII межрегиональная научно-практическая конференция «От качества образования – к качеству жизни».

Собравшиеся педагоги, директора школ, детсадов и профессиональных образовательных учреждений, а также специалисты муниципальных органов управления образованием – всего более 500 человек – в девяти секциях рассматривали различные аспекты менеджмента качества.

Среди тем, обсуждавшихся на конференции, – модели внутришкольной системы управления качеством образования, практики учителей-новаторов Алтая, оценка качества среднего и высшего профобразования, децентрализация и распределенность государственно-общественного управления, а также профессиональный стандарт педагога и реализация ФГОС дошкольного образования.

В числе лидеров

Кстати, с этого года традиционная конференция носит имя Ивана Кирилловича Шалаева – педагога, ученого, профессора АлтГПУ, который внес значительный вклад в развитие оценки качества образования не только на Алтае, но и в России в целом. Заслуженный учитель школы, отличник просвещения, доктор педагогических наук являлся основателем научной школы мотивационного программно-целевого управления. В 21 год он стал директором сельской школы в Усть-Калманском районе, и уже тогда у него возникла идея управлять педагогическим коллективом на основе анализа ситуации и критической самооценки. А в 90-е годы он защитил докторскую диссертацию, впервые в России посвященную управлению образовательными организациями. Словом, присвоение его имени научно-практической конференции выглядит более чем логичным шагом.

Важным событием стало подписание соглашения между Главным управлением образования и молодежной политики края и Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Москва). Ректор академии Евгений Малеванов подчеркнул, что этот документ не предшествует совместной работе, а, наоборот, является своего рода промежуточным итогом сотрудничества с нашим регионом, который относится к лидерам в сфере развития образования, причем не только в Сибири, но и в России в целом.

– Алтайский край активно участвовал в завершающейся сейчас Федеральной целевой программе развития образования, с 2011-го до 2015 года действовала одна из федеральных стажировочных площадок, связанных с модернизацией общего и дошкольного образования. Накопленный в крае опыт распространялся в регионах Сибирского федерального округа и других округов страны. Лидерство края подтверждается не только успешным участием в конкурсах на получение субсидий, но и участием во всех новациях в сфере образования, которые сегодня осуществляются на федеральном уровне, – сказал Евгений Малеванов.

Полномочия – детям

На пленарном заседании рассматривали различные аспекты государственно-общественного управления качеством образования. Кроме того, был представлен опыт двух алтайских сельских школ, которые недавно стали лауреатами Всероссийского конкурса лучших практик государственно-общественного управления образованием. Например, руководство тальменской средней школы № 6 на очном этапе конкурса в Москве рассказывало о том, как привлекло к управлению качеством образования… самих учащихся. «Мы им просто делегировали часть полномочий», – говорят педагоги.

– У нас и раньше были органы самоуправления – совет школы, молодежные организации, но в прошлом году старшеклассники выступили с инициативой создать совет обучающихся, обладающий реальными полномочиями по управлению образовательным учреждением, – рассказывает завуч по учебно-методической работе Елена Шапкина. – В него входят десять человек, однако работающие в составе совета комиссии привлекают и других учащихся в качестве экспертов. Таким образом, дети, например, сами обследуют качество школьного питания. Другая популярная тема – здоровый образ жизни и различные акции для его пропаганды.

По словам педагога, в школе существует дискуссионная площадка, на которой обсуждаются вполне серьезные и насущные вопросы (обязательно с привлечением специалистов различных служб). В прошлом году дети обсуждали внедрение электронных журналов и профессиональных стандартов педагога. Более того, Елена Шапкина говорит, что такая активность со стороны школьников привела к тому, что и родители стали активнее участвовать в общественном управлении школой, и это действительно важный итог.

«Эта открытость неожиданно повлияла и на успеваемость школьников, – говорит завуч. – Дети теперь стремятся добиться большего не только в общественной деятельности, но и в учебе, и показатель качества освоения образовательных программ у нас один из самых высоких в крае».

Результаты улучшились

С докладом на пленарном заседании выступил вице-губернатор, начальник Главного управления образования и молодежной политики Юрий Денисов. Он остановился на вопросах профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов, а также современных образовательных технологиях. По словам Юрия Денисова, педагогические вузы и колледжи региона изменили образовательные программы, усилив практическую подготовку студентов – количество часов учебной и производственной практики увеличилось с 30 до 90 часов.

Проведена большая работа по внедрению профессионального стандарта педагога, в частности, разработана концепция персонифицированного повышения квалификации в соответствии со стандартом. Особое внимание уделено повышению квалификации учителей школ, показывающих низкие образовательные результаты (в 2015 году половина работников данной категории прошли соответствующие курсы). Усилия были направлены и на подготовку воспитателей детских садов и учителей начальных классов, готовящихся к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Важным элементом кадровой политики является конкурсная поддержка лучших учителей, лидеров, реализующих приоритетные направления в образовании. Отдельная тема – инновационные практики в образовании. Статус региональной инновационной площадки присвоен 137 учреждениям (38 процентов являются сельскими, есть в их числе и малокомплектные школы). Наконец, большие усилия были направлены на повышение качества образования школьников по естественно-научным дисциплинам, в результате средний балл ЕГЭ по математике базового уровня у алтайских школьников выше среднероссийского. И по сравнению с 2014 годом меньше выпускников девятых классов не смогли сдать ГИА. Эти и другие показатели позволили Юрию Денисову отчитаться об исполнении резолюции прошлой конференции 2014 года.

Фоторепортаж