Надеяться – надейся, но и сам не плошай

КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМОЙ

00:00, 26 марта 2010г, Общество 1788


Надеяться – надейся, но и сам не плошай Фото №1

Оплата жилищно-коммунальных услуг – тема актуальная. Люди к ней подходят по-разному. Одни вносят деньги вовремя, другие забывают о долгах или вовсе не хотят платить. Есть и третья категория земляков. У кого и есть желание рассчитаться, но нет финансовой возможности. Другими словами, вопросов, с которыми сталкиваются жители, решая коммунальные проблемы, немало. Разобраться в них нам поможет руководитель юридического отдела управляющей компании «Прогресс Плюс» Татьяна Мазунина.

Ресурсы

– В каких случаях могут приостановить подачу коммунальных ресурсов?

– Управляющая организация вправе без предупреждения ограничить подачу воды, электричества или газа при возникновении аварийной ситуации, угрожающей жизни, здоровью или имуществу граждан. Еще поводом для приостановки может стать проведение планового ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем. В этом случае жильцов предупреждают заранее.

– А если присутствует факт самовольного подключения жителей к внутридомовым инженерным системам?

– Тогда тоже производится полное ограничение подачи коммунального ресурса. Аналогичная ситуация произойдет, если вы в течение шести месяцев не платите за коммунальные ресурсы. Подчеркиваю, когда ваш долг образовался суммарно по всем видам услуг.

– Но ведь есть Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные правительством РФ от 23 августа 2006 года. Они запрещают отключать отопление, холодную воду и водоотведение за долги?!

– Да, это так. А вот электроэнергию, газ и горячую воду злостным неплательщикам могут перекрыть. Но для начала жильцы должны получить два предупреждения о необходимости погасить долги. Если оплаты не последует, подачу коммунальных ресурсов ограничат или вовсе прекратят. Восстановят ее только после оплаты.

– Когда жильцы должны быть предупреждены об изменении размера оплаты за коммунальные услуги?

– Информация об изменении размера оплаты, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется управорганизацией жителям дома в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов.

Ответственность

– Какая ответственность предусмотрена за несвоевременную оплату?

– Статья 155 Жилищного кодекса РФ трактует: «Лица, несвоевременно или не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пеню в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, которая действует на момент оплаты». Рассчитывается она от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

– Допустим, жилье относится к категории «социального найма» – не приватизировано. А ответственный квартиросъемщик-наниматель и проживающие с ним члены семьи более шести месяцев не вносят плату за жилье и коммунальные услуги?

– Их могут выселить в судебном порядке. Это допускает статья 90 ЖК РФ. Однако если в суде ответчики докажут наличие уважительных причин для неоплаты, то, возможно, жестких мер не последует. Должников могут выселить в другое помещение, где они будут жить также по договору социального найма. Стоит заметить, что новая квартира обычно намного меньше прежней. В подобных случаях на одного члена семьи остается не менее шести квадратных метров.

– Должны ли жильцы впускать представителя управляющей организации для контроля показаний счетчиков?

– Представитель управляющей организации один раз в шесть месяцев имеет право проверить правильность снятия показаний индивидуальных приборов учета. При этом время проверки согласуется заранее. В случае неоднократного отказа в допуске представитель УК направляет собственнику квартиры извещение о необходимости сообщить точные дату и время, когда он может проверить работу счетчиков. В течение недели со дня получения извещения потребитель обязан дать ответ. Если реакции не последует, исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а также по общедомовым приборам учета. Точкой отсчета становится месяц, в котором проводилась последняя проверка.

Счетчики

– Как рассчитывается оплата, если прибор учета выходит из строя?

– В период ремонта общедомового или индивидуального прибора учета, не превышающего 30 дней, количество потребления коммунальных ресурсов исчисляется как их среднемесячное потребление. Определяется оно по данным указанного прибора за последние шесть месяцев.

– А если человек поставил водосчетчик, а тот сломался, не проработав и пару месяцев?

– Если период работы прибора учета составил меньше шести месяцев, то средний расчет производится за его фактический период работы. Но он не должен быть выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.

– Ремонт сломанного счетчика затянулся. Как быть в таком случае?

– Например, ремонт прибора учета составил более 30 календарных дней. Тогда учет размера оплаты коммунальных услуг за период ремонтного «простоя» рассчитывается по действующим тарифам, в соответствии с нормативом потребления, установленными законодательством.

P.S. Материал подготовлен на основе вопросов читателей «АП».

Татьяна КОЛЕСНИЧЕНКО

Кстати

На чьей совести тарифы?

Руководство «единороссов» вместе с представителями нескольких регионов обсудили ситуацию с тарифами ЖКХ. Собрание состоялось в московском центре МЧС. Вел его председатель бюро Высшего совета партии Борис Грызлов.

Нужно отметить, что именно «Единая Россия» пришла к выводу, что новые тарифы по квартплате стали одной из основных причин, подтолкнувших людей к уличным протестам в Калининградской, Саратовской и Иркутской областях. В нашем регионе подобные акции проходили в Бийске, Новоалтайске…

В итоге причину тарифного повышения руководство «ЕР» усмотрело в «нерадивых монополистах и посредниках, которых нужно отсечь от цепочки потребитель – продавец». Во всяком случае так выразился сам Борис Грызлов. Еще виновниками названы муниципалитеты.

Как бороться с ростом тарифов? В Калужской области местные «единороссы» сперва разобрались с однопартийцами в администрации города Кондрово и поселка Сосенский - на президиуме политсовета отделения «ЕР», а потом еще призвали к взаимодействию региональных депутатов. В результате тарифы были снижены на 38%.

Совсем иная картина возникла, когда речь зашла о Самарской области. Ее представитель честно признался: местные управкомпании выставили завышенные счета без согласования с собственниками. И, по его словам, «такое положение вещей вызвало шок и возмущение». Борис Грызлов потребовал детального объяснения у самарского мэра Виктора Тархова. Мол, почему случилось одновременное увеличение тарифов и нормативов, ибо отсюда «появляется мысль, что это сговор». Тархов стоял на своем - «мы постоянно занимаемся, а цифры установлены не городом, а государственным органом».

- Безусловно, у вас будет работать комиссия по проверке тарифов, - резюмировал Борис Грызлов.

Достаточно жестко о «коммунальных протестах» высказался заместитель министра регионального развития Сергей Круглик. Он считает, что муниципалы одновременно попытались отменить перекрестное субсидирование, поднять тарифы и изменить нормативы. А кроме того, затягивают все решения. Другими словами, за последние два-три года пытаются наверстать все. Замминистра добавил, что «разумные мэры еще в 1994-1995 гг. исключили из платежек строку о лифте для жильцов с первых этажей. А участник совещания Сергей Шойгу тоже попросил муниципалов активнее переводить свои экстренные службы на всеобщий телефонный номер 112 и предложил вернуть санитарную норму прописки.

По материалам информагентств. Ответственный за выпуск Вадим ИСАЕВ. Тел. дежурного корреспондента 63-30-26.

 
Фоторепортаж